Бревно и сучок.
Существует ли коллективная ответственность народа, социума, «мирного населения» за военные преступления режима, который пользуется подавляющей поддержкой большинства?
На мой взгляд, вопрос риторический, — особенно в век интернета и свободного доступа к информации, что лишает убедительности ссылки на пропаганду, идеологическую обработку и информационную изоляцию.
Имеющий уши — да слышит; заткнувший уши ватой — несёт ответственность за собственную глухоту.
Практически все желающие россияне дееспособного возраста имели возможность что-либо узнать о российских войсках в Украине, о десяти тысячах убитых, о сбитом Боинге, — за что президент «российского большинства» несёт прямую ответственность.
Незнание — не освобождает от последствий. А сознательный выбор «незнания» — особенно.
Всё это лишний раз приходит в голову, когда слышишь очередные радио-проклятия в адрес украинского пранкера, посмевшего — нет, не убивать население руками регулярных войск (как это делает Россия), — а всего лишь «сеять панику» во вражеской стране.
Попытка негодяя-пранкера в ответ на реальные горы трупов — добавить россиянам трупов виртуальных — встречает бешеную ненависть. И непонимание: «За что?»
Интересно, какова была бы реакция российского общества, если бы украинский пранкер явился в Россию не с телефонным звонком в морг, а с реальным автоматом, «градом», «буком» или миномётом, — чтобы долбить из них по мирным кварталам Донецка, Славянска или Дебальцево?
О чём бы закричали защитники морали и справедливости? Но у россиян какая-то странная арифметика (столь же суверенная, как и демократия). Убивать украинцев в их собственной стране — с полного одобрения путинского большинства — не предмет для протестов и ненависти.
Но «нарисовать» те же горы трупов — виртуально и в воображении — в нашей собственной стране (разумеется) — поступок отморозка и мерзавца. Мы же все невинны как младенцы — и не имеем к тысячам убитых в Украине никакого отношения…
Хочу быть правильно понятым. В мирной жизни наступать соседям на ноги в автобусе — признак хамства. Но у вас нет никакого права предъявлять моральные претензии к «хаму», если с вашего согласия автобус только что размазал по дороге его односельчан. И не остановился — под радостные вопли пассажиров. В таком автобусе на «хама» не распространяются моральные запреты.
Мораль — не абстрактная вещь, зачастую она конкретна и применима к реальности в комплексе, по совокупности обстоятельств.
И мораль в данном случае проста: прежде чем вопить про звонки в российский морг, — лучше взглянуть на себя и к себе присмотреться. Есть и другие морги, с реальными трупами, — забитыми не без нашего всеобщего и коллективного участия.
В конце-концов, это шанс задуматься о своей вине, о своём российском скотстве и агрессии, — а не тыкать пальцами в соседей, тысячи которых лежат в украинской земле по нашей российской милости..
И мы этот шанс опять про…… Опять у нас другие виноваты. Мерзавцы, негодяи и подонки…
оригинал —https://www.facebook.com/alexandr.hotz/posts/1103927079746970
автор — Александр Хоц