«Во время революций водоверти
Со дна времен взмывает древний ил
И новизны рыгают стариною», —
писал Максимилиан Волошин.
Это действительно так. Революция – это резкий слом общественного уклада, привычного образа жизни и социального устройства. В таких условиях люди всегда опираются в своем внутреннем мире и поведении на наиболее фундаментальные привычки, т.н. «архетипы».
Революция вовсе не воспитывает, не меняет людей (а изменение САМИХ ЛЮДЕЙ, в отличие от социальных изменений, — это дело долгое, и возможно оно только в условиях общественной стабильности и порядка – а не во время революций) – а только явно выявляет в них то, что прежде было где-то в глубине их душ спрятано, скрыто.
Во-первых, появляется возможность себя проявить, потому что стирается преставление о законности и порядке, разрушаются надзирающие за ними социальные институты. Во-вторых, революция – дело эмоциональное, что, опять же, способствует выявлению скрытого, не проявляющегося в спокойном течении жизни душевного содержания.
Так что сама по себе революция ни к какому светлому будущему не ведет и ровно ничего не создает. И не в том ее функция.
Революция только расчищает место для преобразований. Она необходима и неизбежна тогда, когда какие-то социальные структуры – т.е. люди, контролирующие их, — упорно не хотят уступать место другим формам социальной жизни, меняться, реформироваться. И тогда приходится вызывать «бульдозер революции», чтобы их смести.
Дальше – если место расчищено — начинается совсем другая история.
Теперь нужно строить что-то такое, чего раньше не было. Для этого необходим план, проект того, что требуется построить.
Как и в строительстве зданий и сооружений, от плана многое зависит. Без архитектурного и инженерного проекта здания не строят. На глазок это не делается. Нужно все рассчитать, а то построенное здание может завалиться и придавить живущих в нем людей.
Если говорить о февральской революции 1917 года в России, то это был один проект, а после октябрьской – другой.
У происшедшей же в этом году украинской революции ясного и понятного проекта нет вовсе. Есть какие-то размытые представления о том, что Украина должна стать «европейской», но что это значит, понятно не вполне.
Революция на Украине была совершенно спонтанной, это был эмоциональный взрыв – к нему никто не был готов. Потому и нет четкого плана.
Очень мутным был и проект последней русской революции (1991 год). К чему стремились — более-менее понимали, а вот как этого достичь – не понимали совсем.
Наконец, третий этап – реальное воплощение проекта. Само строительство «нового здания».
После 1917 года была восстановлена Российская империя – а от «коммунистического» проекта остались только лозунги. Причем, империя была восстановлена в значительно ухудшенном варианте, хотя по сути и точно такая же, как прежде.
Интересно, что основная причина этого – не злонамеренность, а полное отсутствие творческого потенциала. Глубоко несамостоятельные, нетворческие люди неизбежно – и незаметно для себя – воссоздают то, что было прежде, к чему они привыкли. Они просто не способны представить себе ничего другого.
Вышло – как если бы сначала разрушили старое основательное, кирпичное, хотя и изрядно обветшавшее, но вполне еще годное здание – а на его месте построили точно такое же, но из бросового строительного материала, из шлака.
Также и русская революция-1991 плавно перетекла в контрреволюцию, которая к настоящему моменту полностью победила.
Что будет в Украине, никто не знает. Там ситуация пока открытая.
Но многое беспокоит.
Об отсутствии ясного представления – не только у «Майдана», но и у правительства – о том, что именно нужно строить, и особенно о том, КАК это сделать, с помощью каких последовательных шагов, – я уже сказал.
Кроме того, люди, пришедшие к власти в Украине (Яценюк, Порошенко, Аваков) – это очень сомнительные люди. Не такие сомнительные, как Сталин или Путин, поприличнее. Но вызывает сомнения их способность – а касательно Порошенко, даже и искреннее желание – построить цивилизованную, демократическую Украину, поскольку, будучи построенной, такая Украина может оказаться менее удобной для бизнеса и социального успеха этих людей.
Весьма опасно для Украины то, что украинцы – в массе своей – стали видеть основную проблему своей страны в агрессии России. Это очень удобно для бездарного, неумелого правительства. На самом деле причина наших проблем – всегда в нас самих. Иначе просто не бывает.
Разумеется, Россия действительно напала на Украину, это действительно настоящая война. Однако очень странное поведение Украины в этой ситуации (на нее напали, а она не признает самого факта нападения, не объявила войну агрессору, не закрыла границы, не разорвала дипотношения, не прекратила бессмысленные переговоры с агрессором) – это симптом ее внутренних проблем.
Представьте себе, что к вам в квартиру ворвался с оружием ваш сосед, с которым вы прожили рядом многие годы и у вас были хорошие отношения. Он заявляет, что одна из комнат вашей квартиры – теперь его. Он угрожает и избивает ваших близких.
Значит, это уже не ваш добрый сосед – а подонок и бандит, и относиться к нему нужно соответственно. Но пока правительство Украины находится в полной растерянности, не в силах осознать того, что произошло, назвать вещи своими именами. А потому – не в состоянии внятно и решительно действовать.
Пока ситуация очень тревожная для Украины.
Однако, повторюсь, это открытая ситуация. Все может быть.
Именно это и есть главное достижение украинской революции. Она открыла многие возможности, которые были наглухо закупорены при Януковиче. А если бы он остался у власти еще на год – он бы их постарался уничтожить навсегда.
Так что революция была не напрасной. Она достигла своей цели – расчистила место для строительства.
Но потом началась совсем другая история. Ломать – не строить. Строить гораздо трудней.
И пока что украинская стройка не вызывает оптимизма.