Панические слухи о готовящейся в России конфискационной денежной реформы, циркулирующие на протяжении всей последней недели после заявления генерального деректора «Гознака» Аркадия Трачука о том, что настало время сменить «устаревший дизайн банкнот», сделанного в интервью РИА Новости, сегодня были подогреты публикацией издания Finanz, добавившая некоторых деталей в до сих пор неясную картину. По данным издания в ходе реформы ожидается введение в оборот обновленных купюр номиналом в 200 и 2 тыс. руб. По мнение экспертов издания, эта, на первый взгляд косметическая реформа, может послужить началом масштабной кампании по замене наличных средств в обороте. Не исключено, что таким образом власти намерены нанести удар по теневому обороту рублей: сбережений, которые не были легализованы посредством банковской системы.
О том, что в России возможна замена денег, представители Центробанка говорили еще летом 2017-го года. Тогда глава департамента наличного денежного обращения А. Юров заявлял, что рублевые купюры вскоре претерпят «глубокую модернизацию». Денежная реформа, по мнению чиновников, позволит обесценить капитал, накопленный в виде наличных в теневой экономике, борьба с которой была объявлена правительством одной из основных целей экономической политики государства.
Тем временем простые люди, помнящие недавнюю историю и независимые эксперты опасаются, что замена купюр может стать повторением печально известной Павловской реформы 1991 года, когда на обмен банкнот было выделено всего три дня, причем, один человек мог обменять не более чем ограниченную сумму денег (1000 рублей).
Свой комментарий относительно возможной реформы и свое мнение о том, какие последствия она может повлечь для рядовых россиян, высказал известный экономист Дмитрий Потапенко.
— Дмитрий, стало известно, что в России готовят денежную реформу — введение в оборот новых купюр номиналом в 200 и 2 тыс. руб. Путем модернизации банкнот власти якобы намерены вывести наличные деньги из тени. Как Вы думаете, какова реальная цель реформы?
— Насчет вывода наличных из тени… Это что-то сродни «На городе бузина, а в Киеве дядько». Если бы власти хотели снизить какую-то нагрузку, они действовали бы иначе. Введением новых купюр они просто допечатывают деньги. О замене купюр говорилось давно, еще в момент проектирования этих купюр, но все дело в том, что из тени у нас выводить нечего.
— Не может ли идти речь о повторении так называемой Павловской реформы 1991 года?
— В этом сейчас нет никакого смысла. Людей с альтернативным доходом у нас с каждым днем становится все меньше. Все больше народу работает на то, что мы ошибочно называем государством, а в реальности – на «пиление» бюджета (прямо или косвенно). Соответственно, если человек работает на «пиление бюджета», он получает деньги на так называемую карту «Мир», то есть, получает безналичтыми. Поэтому зачем властям усложнять, если можно просто «обрезать ноли» с карточного счета.
— Стоит ли рядовым россиянам опасаться этой реформы?
— Смотрите: раньше налички было больше, сейчас налички меньше, поэтому все можно сделать более элегантно, можно отобрать у вас деньги, потому что они и так вам не принадлежат.
Бояться россиянам надо точно не этого. Им следовало бы бояться того, что их деньги обесцениваются, причем, обесцениваются очень давно; бояться псевдо-пенсионной реформы, повышения НДС и акцизов на топливо, искусственной девальвации рубля под видом роста курса доллара и евро – вот этого стоит бояться.
— А как Вы думаете, как далеко еще будет падать рубль по соотношению к доллару и евро?
— Финансовая пропасть чем хороша, так это тем, что она не может закончиться. Дна здесь не существует. Поэтому россиян ждут «пояса потуже», ведь главное же что? Главное – что «Трамп наш» и «Что там у хохлов». А то, что у вас дырка в кармане, так это исключительно потому что «проклятые пиндосы протянули костлявые руки к вашей пенсии».