Газета «Сибирский Вестник» (№57 от 31 октября 1918 года) приводит много текущей хроники из глубин Сибири в разгар Гражданской войны. Разбежавшиеся по тайге разбитые красноармейцы, грабящие деревни, убийства золотопромышленников, французские миссии и итальянские, китайские интервенты. А также вести об Ижевско-Воткинском восстании рабочих Удмуртии против большевиков, о котором сегодня мало кто, увы, помнит кроме специалистов. А между тем рабочие продержались почти три месяца, разгромив посланные против них дедушкой Лениным целые армии и серьезно потрепав даже хваленую «Дикую дивизию». Воевавших на стороне красных иностранцев рабочие в плен не брали, а иногда закапывали их заживо в землю. После того, как красные все-таки подавили это восстание — в Ижевске через «красный террор» были убиты сотни рабочих, многим удалось бежать к Колчаку а позднее в другие страны. Производство на заводах Ижевска и Воткинска было из-за потери кадров восстановлено лишь спустя много лет.

Иркутск, 29/10. (СТА). Вчера в три часа дня прибыл в Иркутск французский чрезвычайный посол Реньо, встреченный генералом Романовским, командиром корпуса Эллерц-Усовым, губернским комиссаром Яковлевым, французским консулом Буржуа, представителем чехословаков — Благож. Реньо был приглашен на парадный спектакль по случаю открытия университета; приглашение Реньо принял. В 5 час. вечера при возвращении Реньо от Буржуа, чешский автомобиль, везший его и спутников капитана Пешкова и капитана Оффера неосвещенной улицей наскочил на столб фонаря; от сильного удара пассажиры вылетели на мостовую; Реньо от сильного удара потерял сознание. На место происшествия прибыл Губернский комиссар Яковлев, доставивший в военный госпиталь Реньо. Осмотром старшего врача выяснилось, что рассечена кожа правого виска, кость головы цела, состояние здоровья посла удовлетворительно. В 9 час. вечера больного посетили консул Буржуа и доктор Благож. Производится дознание.

Харбин, 29/X. (СТА). Прибыли три эшелона итальянских альпийских стрелков и торжественно встречены представителями русских властей, города, китайских властей, консульств. После официальной встречи и парада офицерам сервирован чай, солдатам розданы подарки. Прибыла группа японских корреспондентов, следующих на Волжский фронт.

Благовещенск, 29/10. (СТА). В области привлекаются за грабежи, насилия и убийства в период советской власти 673 человека, большинство комиссары разных категорий.

Чита, 29/10. (СТА). 10 октября на разъезде 1016 версты Забайкальской дороги со дна Ингоды извлечены четыре трупа с камнями на шее, с пулевыми ранами в лоб; один из них — промышленник Шумов, выехавший из Читы с большим количеством золота в броневике отряда атамана Семенова с секретного разрешения Начальника броневых поездов отряда — подполковника Степанова, уехавшего из Читы. О золоте ничего не известно.

Тюмень, 29/10. (СТА). Арестован следственной комиссией один из исключенных гласных Гор. Думы видный общественный деятель Тюмени кадет Захарченко, работавший с большевиками. Обвиняется в содействии советской власти.

Цицикар, 29/10. (СТА). По донесениям консульства, в ближайших монгольских районах около границы появились подозрительные по чуме заболевания среди монголов. Сведения проверяются.

Омск

В административном совете

На складах Омского отделения Т-ва Российско-Американской резиновой мануфактуры имеется в остатке свободных 10 ящиков (около 500 п.) резиновых галош. Отд. Снабжения Мин. Прод. предложено «Треугольнику» передать галоши Омской Городской Управе на удовлетворение нужд жителей г. Омска и беженцев.

По Сибири

Каинск

Для поднятия культурного уровня учащих союз учителей нашего уезда, в мае и июне текущего года, устроил двухмесячные курсы.

Курсисты пользовались бесплатным помещением и получали субсидию. По прослушанию курсов в Каинске, желающие продолжить занятия для пополнения своих знаний были откомандированы в Томск, где все эти предметы преподавались в более обширном объеме.

Небезынтересно будет, если я укажу на следующие явления: курсы происходили у нас в самый разгар политических переворотов, но жизнь их не нарушилась.

Приготовляя кадры по школьному отделу земству не остался чужд отдел и по внешкольному образованию.


В этом направлении в земстве велись также подготовительные работы к зимнему сезону, но вступивший в управление делами «Совнархоз» разрушил все планы и приготовления. Штат сотрудников отдела был невелик. Во главе стоял заведующий отделом, человек весьма культурный, интеллигентный и два разъездных инструктора. За два с лишним месяца им удалось устроить ряд лекций-собеседований, поставить несколько спектаклей, убедить крестьян, кажется, села Убинского, построить народный дом.

Правда, Совнархоз, в принципе, ничего не имел против культурной работы отдела, но все время настаивал на том, чтобы отдел работал по его рецепту, примешав к культуре политику. Заведующий отделом не мог согласиться с таким желанием и вынужден был оставить налаживающееся дело, инструкторов при мобилизации забрали (они учителя-офицеры) и столь важное для деревни дело сразу зачахло, не успев расцвести.

К приходу китайских войск

Комендант ст. Чита получил предложение допустить китайского капитана к заготовке продуктов к предстоящему проходу через Читу в Сибирь китайских эшелонов.

Красногвардейцы в тайге

Из Стойбы амурскому правительству телеграфируют, что тайга наполнена бандами бывших красноармейцев, производящих над мирным населением грабежи и насилия. Стойбинцы просят правительство оградить их от этих ужасов и послать охрану.

По Уралу

Восстание в Вятской губернии

Недавно прибыл в Уфу из Москвы один земский служащий, которому удалось пробраться через Ярославль, Вологду, Вятку, Пермь, Осу и из последней до Уфы на лошадях. Во всех этих городах продолжает еще царить советская власть. Английские войска находятся на ст. Няндома, — это посередине пути между Архангельском и Вологдой. (В настоящее время Вологда занята англичанами).

Начиная с Осы советская власть заканчивает свое существование благодаря восстанию рабочих Ижевского и Воткинского заводов, расположенных в северной части Сарапульского уезда. Рабочие ижевского завода захватили в свои руки богатый арсенал, вооружились и двинулись в Сарапул. В последнем стояла 2-я советская армия, которая бежала вниз по Каме; по имеющимся сведениям, штаб этой армии бежал в Вятские Поляны (пристань на р. Вятке на пересечении Вятки и железн. дор. Казань — Сарапул). К ижевским присоединились рабочие соседнего Воткинского завода и затем к ним постепенно стали присоединяться соседние волости не только Сарапульского, но и Малмыжского и Оханского уездов. К 6-му августа (нов. ст.) восстание охватило уже 14 волостей. Повстанцы заняли соседние к Сарапулу пристани: Гольяны, Галево, Ежево, Ножевка и к югу от Сарапула Камбарский зав. Благодаря этому связь средней Камы с Пермью прервана. Отправка пароходов из Перми большевиками прекращена.