На 11 ноября текущего года в так называемой «ДНР» запланированы «выборы». Свой взгляд на то, как в дальнейшем будет развиваться ситуация на территории Донбасса, подконтрольной пророссийским боевикам, а также свою точку зрения на возможность достижения компромисса со введением на Донбасс миротворцев, высказал известный политик и общественный деятель Илья Пономарев.
— Вопрос про Козака, про то, что сейчас происходит. Собственно, 11 ноября в так называемой ДНР пройдут «выборы», и активно распускаются слухи о связях Козака, Турченко. Вот что Вы думаете по поводу конструкции власти в самопровозглашенных республиках?
— Она не имеет значения, я так думаю. На мой взгляд, все шаги, вот эти вот «выборы» и так далее, — они направлены на то, чтобы облегчить задачу их потом «сливания». Поэтому идея о том, чтобы там был Курченко и все прочее… Дать возможность им манипулировать ситуацией – в этом они как раз заинтересованы системно, потому что «пусть донецким мы все это дело отдадим, но пусть они потом сами между собой и разбираются».
— Вот этот формат «сливания» — каким он будет? В украинской прессе намекали на то, что Путин обсуждал этот вопрос с Меркель и Макроном в Стамбуле.
— Я не знаю, обсуждали они это в Стамбуле или нет. Я сомневаюсь, что там это предметно обсуждалось, по одной простой причине – потому что, судя по всему, переговорная позиция Путина была озвучена на берлинской встрече, о том, что Германия строит «Северный поток-2», Россия снимает возражения против транс-каспийского газопровода, чтобы Меркель могла говорить, что у нас есть альтернатива, южное направление, а они солидарно с Трампом договариваются о том, чтобы больше не было санкций и миротворцев.
— Где будут размещаться миротворцы? Это ведь существенно…
— Формат, о котором говорят американцы. То есть не на линии разграничения, а по всей территории. Там же главный вопрос не в том, что по всей территории — Путин сам сначала сказал, что они готовы согласиться с размещением на всей территории ОРДЛО. Главный вопрос, будут эти миротворцы выполнять функции гражданской администрации или нет. То есть управление территориями, вот главный вопрос. Путин готов это рассматривать, только надо, чтобы со стороны американцев было понимание.
— Как это будет объяснено по-имперски настроенному электорату в России?
— Мы победили. Мы добились таких потрясающих побед, которые гарантируют права русскоязычного населения.
— Но ведь главный вопрос, кто будет платить за восстановление Донбасса – Россия или Украина?
— Никто не будет платить. Вопрос восстановления Донбасса на повестке дня не стоит. Увы.
— Как это все будет выглядеть?
— Сначала – миротворцы, это всех устраивает. И Украину, и Россию.
Украину, потому, что ей сейчас не придется его интегрировать: можно будет указывать на то, что там сейчас эта внешняя администрация. То есть, попросту говоря, Украина на данный момент ни за что не платит, и, что немаловажно, избиратели с Донбасса в Украину не попадают. Но в следующие пять лет можно будет начинать говорить о начале процесса какого-то умиротворения. Вот, собственно говоря, такой и будет повестка дня второго срока президента Порошенко – к окончанию срока закончить переходный период.
— Не получится ли, как в пословице, что гладко было на бумаге, да забыли про овраги?
— Не исключено. Главная проблема заключается в том, что американцы не могут гарантировать весь этот процесс. Поскольку Трамп не управляет ситуацией, есть Конгресс со своей позицией, поэтому для того, чтобы всю эту четырехстороннюю фигуру как-то реализовать, непонятно, где гарантии. Вот это и будет обсуждаться на встрече Путина с Трампом сначала в Париже, а потом в Вашингтоне. Американцы должны эту конструкцию акцептовать. Если не акцептуют…то, ситуация может осложниться.
Беседовала Ольга Курносова
Первую часть интервью читайте здесь.
Вторая часть интервью опубликована здесь.
Третью часть интервью можно почитать здесь.