В середине и конце 90-х мы – я и мои коллеги по финансовой индустрии – помогали строить капитализм в России, и строили фондовый рынок своими руками и мозгами. Строили фондовый рынок России, как часть международного рынка капитала. Я – со стороны инвестиционных фондов и инвесторов, в качестве портфельного управляющего фонда «Эрмитаж» под общим руководством Билла Браудера; мои коллеги-брокеры – со стороны инвестиционных банков; наши общие коллеги аналитики и специалисты корпоративных финансов – тоже со стороны инвестиционных банков; топ-менеджеры и собственники – со стороны самих компаний-эмитентов; юристы и другие специалисты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг – со стороны регулятора; и так далее.

Строили долго, годами – выстраивали своим ноу-хау, создавали инфраструктуру, торговые и кредитные линии, медленно, по крупицам, выстраивали репутации и доверие.

Сейчас инфраструктура осталась – одна, как после взрыва нейтронной бомбы. Путин и его ОПГ разрушили репутацию и доверие. Разрушили репутацию и доверие к российскому фондовому рынку, разрушили доверие и репутацию России, как направления для международного инвестиционного капитала. Разрушили репутацию всей России, разрушили доверие ко всей России.

Разрушив очень быстро то, что создавалось годами.

После Путина и его ОПГ понадобятся не годы, чтобы это восстанавливать – десятилетия.

А ещё есть другая проблема – проблема человеческого капитала.

75% моих коллег по финансовой индустрии тех лет – уже не в России. Из оставшихся 25% половина занимается в России чем-то другим, находясь во «внутренней эмиграции». Но для будущих учёных-социологов и психологов, как, возможно, и для судов и органов люстрации, особенный интерес представляет вторая половина этих оставшихся 25%.

Некоторые из них встроились в новые ОПГ-шные «финансовые» и «промышленные» (иногда – военно-промышленные) организации, названия которых всем хорошо известны – и пилят, пилят, пилят, складывая выпеленное, естественно, на Западе. Некоторые пошли ещё дальше и встроились прямо в т.н. «правительство» или во всякие там около-правительственные органы – и, конечно же, пилят, пилят, пилят.

Некоторых из них я знаю, причём достаточно хорошо – по их, в целом, очень положительной деятельности в нашей индустрии во второй половине 90-х и первой половине 00-х. И помню я их – тогда – совершенно нормальными и профессиональными людьми. А вот сейчас с ними произошла метаморфоза. Профессиональная деградация личности. Полная аберрация сознания. Особенно у тех, кто в «правительстве».

Они несут полную пургу, и самое интересное, что в неё же и верят.

«Там тоже воруют», «коррупция есть везде», «нигде нет демократии», «там тоже нет свободных выборов», «нигде нет свободы СМИ», «там тоже все врут» – самое невинное из того, что я от них слышу. «Они нас жмут санкциями», «мы в кольце врагов, и это правда», «они хотят нас уничтожить» – и я не верю своим ушам, когда слышу весь этот бред от тех людей, которых знал, и которых считал когда-то адекватными.

Строили годы. Разрушили быстро. Восстанавливать разрушенное придётся десятилетия. Включая мозги. А последствия будут – на протяжении столетий.

И в этом – весь ужас необратимости того, что совершено Путиным и его ОПГ.

Слава Рабинович: https://www.facebook.com/slava.rabinovich.9/posts/2032407893487181

От РМ