Никита Исаев

1 мая обманутые дольщики по всей стране проведут акцию «Бездомный полк». Во время праздничных демонстраций, приуроченных к Дню труда, обманутые дольщики пройдут отдельными колоннами. Цель — привлечь внимание к проблеме долевого строительства и заставить власти встать на защиту прав пострадавших от недобросовестных застройщиков и коррумпированных местных чиновников. Инициатором акции станет движение политика Никиты Исаева «Новая Россия», который согласился ответить на несколько вопросов корреспондента русского монитора

Расскажите, пожалуйста, какие основные проблемы существуют на данный момент в части решения вопроса с обманутыми дольщиками и в сфере долевого строительства в целом. Основные болевые точки, которые на сегодняшний день существуют

НИ: Несмотря на то, что уже совсем близок переход на максимально безопасную схему работы с эскроу-счетами, которая фактически упраздняет долевое строительство, проблем меньше не становится. Процесс их решения идёт из рук вон плохо. На бумаге всё прекрасно: региональные власти разрабатывают дорожные карты по завершению строительства проблемных объектов, федеральная власть признаёт проблему, и даже готова выделить какие-то деньги. Но это никак не отменяет того факта, что дорожные карты разрабатываются далеко не по всем объектам, что тысячи пайщиков ЖСК никак не могут сравняться в правах с дольщиками, что создаются неравные условия для обманутых дольщиков в процессе отказа от услуг страховых компаний, что дома сносят, не разрешают достроить, не подключают к сетям. В общем, самая главная проблема – это заинтересованность властей, особенно региональных, в личной финансовой выгоде вопреки интересам людей.

Очень много говорилось о том, что и власти, и сами участники этой сферы принимают различные меры, создают новые механизмы (в частности, создание «Дом.рф») и другие инструменты. Что было полезным, а что оказалось бесполезным?

НИ: Существует масса различных способов привлечения новых инвесторов и застройщиков, готовых взяться за завершение долгостроев. Регион может участвовать в программе передачи федеральных земель застройщикам в качестве оплаты, может принимать собственные законы о передаче собственных компенсационных земель, выделении субсидий «спасателям», активно участвовать в процессе поиска инвесторов, вести диалог со страховыми компаниями и привлекать их к завершению строительства (страховщики сами заинтересованы в завершении строительства, а не в выплате страховок пострадавшим). Все меры хороши, но только в том случае, если они выполняются. Появляются случаи невыполнения даже собственных законов вот, как, например, в Краснодарском крае: там имеется собственный региональный закон о передаче земли застройщику, но он не выполняется. В результате дома так и стоят недостроенными, а люди всё ждут…

Что касается действий власти – смогли ли они обеспечить диалог с обманутыми дольщиками? Смогли ли они предложить реальное решение проблем или все оказалось бутафорией?

НИ: Диалог людей с властями закончился, так и не начавшись. Даже регулярные увещевания Владимира Путина о важности этого вопроса не помогают сдвинуть дело с мёртвой точки. Главное правило ведения диалога для властей – не вести никакого диалога. Проведение круглых столов, различных встреч и совещаний, на которых присутствуют все, кроме представителей власти – обычное дело. А в регионах и вовсе стараются замять этот вопрос и не допускать просачивание новостей о реальных масштабах проблем за пределы региона. А те робкие попытки вести диалог, что демонстрируются в ведущих СМИ, выливаются лишь в бесплотные обещания вот-вот всё исправить. На этом всё.

Много ли нужно денег и где их взять, чтобы решить эту проблему?

НИ: Власть сейчас делает ставку на получение средств от страховых компаний: в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, согласно которому страховые компании, занимавшиеся страхованием гражданской ответственности, должны передать средства в Компенсационный фонд Дом.РФ. Сама по себе идея правильная: государственный фонд может обеспечить более высокий уровень защиты, чем частные страховые компании. Вопрос только в целях, которые преследуются этой реформой. Власти ожидают получить порядка 40 млрд. рублей от страховщиков, оставив им не более 1% на ведение дел. Вот только половина страховщиков, работавших на этом рынке с 2014 года, уже обанкротились, а у остальных были совсем иные планы. Фактически же безболезненно можно получить от страховых компаний порядка 5 – 7 млрд. рублей.

Этих денег явно недостаточно. Их хватит только на обеспечение текущих расходов по проблемным объектам вроде организации охраны, консервации объектов, проведение экспертизы. Согласно экспертным оценкам, на завершение недостроенных объектов требуется порядка 200 млрд. рублей. Но власти на работы по завершению строительства в 2019 году выделяют только 8 млрд. рублей. Однако нет иного выхода, кроме как привлечь бюджетное финансирование. Власть допустила применение мошеннических схем – власть должна и обеспечить завершение строительства.

На конференции обманутых дольщиков 24 апреля затрагивалась тема исков в адрес руководителей регионов и в адрес местных властей, которые не выполняют своих обязательств в части проблем долевого строительства конкретно на местах. Как вы собираетесь это делать? Зачем нужна эта инициатива? Что она даст?

НИ: Региональные власти привыкли к полной безнаказанности и вседозволенности. Невыполнение собственных обещаний и обязательств, зафиксированных в законах, стало обычной практикой. Уговоры уже не помогают, единственный способ переломить ситуацию – привлечь власть к ответственности через суд. Для начала необходимо создать хотя бы прецедент. Сейчас мы с арбитражным управляющим и дольщиками ЖК «Парковый» г. Анапа прорабатываем вопрос подачи иска к кубанским властям в части принуждения их к исполнению положений регионального законодательства. На территории края действует правовой акт, подразумевающий выделение компенсационных земельных участков под строительство объектов.

На данный момент необходимо показать властям, что период безнаказанного игнорирования проблем людей прошёл. Следующий этап – распространение практики принуждения властей к исполнению своих обязанностей, на другие регионы.

Вы анонсировали на 1 мая проведение акции дольщиков «Бездомный полк». Что это будет? Пройдут ли они в рамках общих демонстраций или это будут отдельные акции? Расскажите об этом поподробнее. На кого это направлено? Что это даст?

НИ: Людям следует дать возможность высказать своё мнение, показать проблемы на всю страну – это очень хорошо «стимулирует» власти. Вот только все попытки согласовать митинги заканчиваются сейчас ничем: разрешения или не выдаются вовсе, или выдаются на такое время и место, что ничьё внимание привлечь невозможно. 1 мая – единственная возможность легально провести акцию «Бездомный полк». По всей стране в колоннах прошагают коммунисты и профсоюзы в добровольно-принудительном порядке. А принимать парад будут первые лица регионов. Просто цирк. Но мы постараемся сделать 1 мая вновь Днём солидарности и защиты прав трудящихся. Люди трудились, работали, чтобы обеспечить себя жильём, а в итоге вынуждены скитаться по съёмным квартирам и родственникам. Поэтому колонны «Бездомного полка» пройдут в составе основных городских демонстраций – только так можно не нарушить закон.

Какие решения и меры нужны от всех участников, чтобы, наконец, эту проблему с обманутыми дольщиками решить? Если она не решится, каковы на ваш взгляд, последствия в социальном плане? И какие риски в себе несет нарастание этой проблемы?

НИ: Можно и дальше продолжать делать вид, что всё хорошо, что недовольство людей – это плод их фантазии. Но результатом такого поведения станут массовые демонстрации и даже бунты. Раньше обманутые дольщики были разрознены: митинговали и устраивали голодовки каждый у своего объекта. Но теперь начался процесс объединения людей: потерпевшие понимают, что один в поле не воин, и это очень опасно для властей.

Чтобы избежать массового бунта, необходимо планомерно и последовательно работать. В стране должен появиться единый реестр всех долгостроев, которые должны стать домами не зависимо от формы заключения договоров. Пайщики в ЖСК, по сути, – это те же дольщики, только формально они не попадают под действие 214-ФЗ. Их права должны быть защищены точно так же, как и дольщиков. Перед тем, как бросать в пучину работы, необходимо провести аудит незавершённых домов: не все из них требуют дополнительного финансирования. Бывает, что инвестор готов вложиться в долгострой, но местные власти всячески препятствуют работам. Если же найти инвестора не представляется возможным, то стройка должна финансироваться за счёт бюджетных средств. И в Компенсационный фонд от страховщиков должен быть передан абсолютно весь портфель, включая объекты с уже обанкротившимися застройщиками: только так можно обеспечить равный уровень защиты для всех потерпевших.