Федермессер (как и Чулпан Хаматова до нее) отличается от тётки, переписывающей протокол в избиркоме, только и исключительно масштабами деятельности. Но «идейная база» их деятельности абсолютно одинаковая: от нас в политике ничего не зависит, всё равно всё решают «они», поэтому наши конкретные личные поступки и жесты в публичной политической сфере вообще не имеют никакого значения. То есть, можно совершать любые публично-политические поступки и быть уверенным, что ты не сделал никому ничего плохого. Ты не отвечаешь ни за какие последствия своих публично-политических поступков и жестов. И если дьявол просит тебя публично поддержать кандидата преступной власти, войти в правление всероссийской фашистской организации, лично «подрезать» оппозиционера на выборах или тупо переписать протокол – то есть ли у тебя хоть одна причина отказаться? А чо такого? Я ведь реальным делом занимаюсь, а это всё – бирюльки.

Чулпан Хаматовы и Федермессеры проделывают огромную работу по разрушению гражданских ценностей как таковых. По обесцениванию самих понятий гражданской позиции и гражданской ответственности. По политической инфантилизации населения. По консервации патерналистско-холопской модели социальных отношений. По распространению всеобщей снисходительности к политической продажности и политической подлости. Сначала – политической. А потом – просто продажности и просто подлости.

Не надо думать, что став частью политической машины режима, выполняя его «деликатные поручения», ты не отвечаешь за полицейский произвол внутри страны и разбой на международной арене. Не надо думать, что медицинская благотворительность избавляет тебя от ответственности за разбомбленные сирийские больницы. И не надо рассчитывать на сочувствие душевным страданиям, которые ты испытывал, соглашаясь на «предложение, от которого невозможно отказаться». Если, конечно, испытывал.

Может, конечно, ты искренне не считаешь, что в стране такой уж большой полицейский произвол. Или считаешь, что такой же полицейский произвол всегда есть в любой стране. И это совершенно не зависит от правящих партий и национальных лидеров. Это явление природы. Есть ведь и такая точка зрения. Есть ведь и точка зрения, что и международный разбой – такое же явление природы. Ну как можно идти против природы?

Тогда – совсем другое дело. Тогда – ты просто нашел свою семью. Свою среду. Свою стаю. Бастрыкина и Золотова, Мизулину и Яровую. Графа Толстого Последнего. Ну и «зайчутку» Слуцкого, чего уж. Вот только не надо про то, что у тебя не было выбора. Выбор есть всегда. Даже когда ты по уши увяз в ОНФ или в какое-нибудь такое же дерьмо, ты всегда можешь отказаться от любого «деликатного поручения». И когда за это твоих онкологических больных оставят без обезболивающих – трубить про это на каждом углу. Да, от своего любимого фонда в этом случае тоже придется отказаться.

От РМ