200 лет назад североамериканские политики в некотором своём количестве, названные потом благодарными потомками «отцами-основателями», заложили основу ломки феодально-абсолютистского строя и основу для построения демократического государства. Нам сейчас тоже край как нужны свои «отцы-основатели» чтобы начать избавление страны от вечного авторитарного правления и обеспечить навсегда невозврат к авторитаризму. Вот ведь нет же этого зла в той Америке сотни лет, и не будет, каких бы там Трампов не выносило каким-либо случаем наверх.
Что у нас можно бы и нужно для этого сделать?
А что если и у нас нашлись бы «отцы-основатели»? Пишут Манифест об избавлении от авторитаризма. Предъявляют его обществу. Допустим, основные пункты Манифеста будут такими:
1. В российском обществе утверждается неукоснительное следование основным либеральным принципам: право человека на жизнь, на свободу, в том числе, на свободу слова, на частную собственность.
2. Принимаются для включения в манифест пункты статьи 3 главы 1 Конституции РФ о многонациональном народе, как о носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации, о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, и т.д.
3. Исходя из собственного и мирового исторического опыта, принимается не подлежащим сомнению, что авторитарный и тоталитарный тип устройства государственной власти в современных условиях является, как минимум, неэффективным, а вообще-то, вредным и опасным для нашей страны, для её народа. Важнейшей, основной задачей для российского общества объявляется полный, окончательный и безвозвратный уход от авторитарного устройства государственной власти, перевод её на принципы демократии.
Это основополагающие принципы, этого достаточно для формулирования основной идеи и задач по её реализации.
Теперь детали. Тут есть широкое поле для их прописывания, для споров и обсуждения. Посчитал возможным сделать своё их изложение, пусть это будет некими моими утопическими фантазиями.
Итак, некоторое сообщество оппозиционных политиков, наиболее известных и признаваемых демократической антипутинской частью наших сограждан, пишет и публикует Манифест. Идеи Манифеста получают поддержку и одобрение от общества, которое к концу 10-тых годов ХХ века в значительной своей части начинает осознавать, что большинство наших бед – дураки, дороги, «воруют» и прочее – это результат и следствие нескончаемого авторитаризма, тоталитаризма и прочих властных вертикалей. Такой вид устройства государственной власти не позволяет обществу развиваться и эволюционировать, в нём невозможно создание и существование гражданских общественных институтов, способных контролировать власть, воздействовать на неё. Заключительная часть многолетней путинщины, начиная с середины 2018 года, стала неким переломным моментом в общественном сознании. Кто бы в марте 2018 года мог подумать, что через год с небольшим кандидаты в губернаторы и в муниципальные депутаты будут отказываться баллотироваться от Партии власти? И вполне может быть, что совсем вскоре эти губернаторы и депутаты будут с совершенно искренним видом говорить, что, вообще-то, они в душе всегда против Путина были.
Общество готово признать, что демократия, пусть и не идеальный способ организации государственной власти, но уж всё лучше, чем автократия и тоталитаризм. Но как к ней прийти? И не окажется ли она обманкой наподобие путинской «суверенной демократии»? Вот, мол, не выберем ли мы, например, Навального, или Ходорковского, или кого-либо другого, а они вдруг ещё теми автократами окажутся? Подождите! А нам зачем гадать об этом, зачем на кого-то надеяться, зачем впустую бояться? Невозврат в автократию обеспечивается не тем, что мы самого хорошего человека во власть над собой всегда будем ставить, а тем, что если мы в какой-то персоналии когда-то в чём-то и ошибёмся, так чтобы у него не было возможности автократию взад вернуть.
Уходить от автократии – это уходить от такого типа государственной власти, когда она персонализирована на Правителя, на Вождя. Можно прийти, например, к парламентской республике. Или к президентско-парламентской. Вспомним ещё раз про Трампа, почитателя автократов, но не имеющего возможности в своей стране стать таковым.
Вот в этом и есть задача «отцов-основателей». Я в своих утопиях это всё вижу примерно так. «Отцы-основатели», предъявив свой Манифест обществу, объявляют также, что намерены реализовывать идеи и принципы, в нём изложенные. Например, они обращаются к своим согражданам со следующим обращением:
Мы, представители различных российских оппозиционных политических партий и движений демократической направленности, осознавая свою ответственность перед Россией, её народом и будущими поколениями, отложив в сторону второстепенные разногласия и личные политические амбиции, создаём некое надпартийное объединение, даём ему название Новый Общественный Парламент. Мы будем выдвигать от нашего объединения единого кандидата для участия в следующих президентских выборах. А также участвовать в выборах в Госдуму и в прочие депутатские образования. Учитывая шаткое положение нынешнего режима, который понимает, что завёл страну в тупик, мы готовы принять от него власть в стране и ранее, до 2024 года. После того, как мы придём во власть, мы объявляем референдум о том, что наша страна станет президентско-парламентской республикой, с внесением соответствующих поправок в Конституцию. Будет изменён срок президентства, возвращаемся к прежним 4-м годам. Будет внесено уточнение про два срока, чтобы не более, и чтобы без каких-либо лукавых перетолкований этой формулировки. Будет произведена судебная реформа, чтобы суд в нашей стране стал независимым. Разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную станет не декларируемым, а реальным. Россия – светское государство, отменяется «симфония» между властью и церковью. Природные богатства страны объявляются общенародным достоянием, у «недрокопателей» не будет никаких сверхдоходов. Отход от самоизоляции и политики «осаждённой крепости», курс на интеграцию в мировую политику и экономику, миролюбивая внешняя политика.
В общем, примерно как-то так…
Оригинал: