Французы — как принято считать — во всякой запутанной ситуации говорят себе: Ищите женщину! Cherchez la femme (Шерше ля фам) — и все образуется. Применимо ли это распространенное выражение к международной политике? Не совсем. Здесь чаще задаются вопросом: Кому выгодно?

Итак, зададимся головоломкой: кому выгодно последнее обострение во взрывоопасном районе мировой политики на Ближнем Востоке, где несколько дней назад произошло внезапное, — так что саудовские ПВО-ПРО оказались не готовы к отражению атаки, — нападение на крайне важные для мирового нефтяного рынка объекты компании Saudi Aramco.
По данным минобороны Эр-Рияда, в атаке приняло участие до 20 беспилотников и 7 крылатых ракет, поразивших заводы, которые осуществляют предварительную подготовку нефтяного сырья к переработке. Был нанесен весьма ощутимый удар как по самому кластеру, который теперь предстоит восстанавливать, так и по мировым ценам на нефть, — они немедленно подскочили, вызвав панику у одних (покупателей), и прилив энтузиазма у других (производителей).
Но кому же выгодна вся эта феерия?
Увы, простого ответа нет. Выгодно многим. Выгодоприобретатели — США, Россия, Иран… По разным причинам и соображениям. А кто виновник?
Администрация Белого Дома уже определилась со стрелочником — это Тегеран. И хотя тот всячески отнекивается, ясно, что без него тут не обошлось. Теорию заговора оставим на «потом». Фактом можно считать, что и крылатые ракеты, и дроны, о которых идет речь, не могли быть произведены или находиться в распоряжении ополченцев хути, отражающих, чем могут, чаще подручными средствами, агрессию против Йемена арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией. Пусть даже они трижды возьмут всю ответственность на себя, — не верим!.. Но кто тогда? Нужны доказательства. Их пока маловато.
Саудовская Аравия заявила о необходимости международного расследования, однако, вместе с тем, указала на то, что, несомненно, использованное для атак оружие — иранского происхождения.
Мало ли, скажете, мировая торговля оружием цветет и пахнет. Почему Ирану нельзя производить и продавать ракеты и дроны, если есть покупатель?
Спутниковые снимки, которые можно легко подделать, обнаруживают след, ведущий на север в направлении Ирана, а не на юг в сторону границы с Йеменом, до которой от места взрывов и пожаров добрых 800 км. Трассировка, логика и тактико-технические данные оружия, — то, что было принято во внимание аналитиками ЦРУ и МО США. Высокотехнологичные дроны и крылатые ракеты не под силу эксплуатировать простым пастухам хути. А вот военным из регулярной армии Йемена, находящимся в союзе с ними, — да.
Ларчик, таким образом, открывается просто. Представьте: в Иране находится базовый лагерь йеменской армии, где военнослужащие проходят подготовку и учатся обращению с новейшими вооружениями. Если есть возможность отомстить за десятки тысяч убитых, раненых, искалеченных мирных жителей в ходе войны с Эр-Риядом — почему нет? Или саудовская нефть дороже крови йеменских детей и женщин?
Все становится на свои места.
Формально, таким образом, Тегеран не нападал на Саудовскую Аравию. То, что с его территории эта атака стала возможной? — что ж, и Соединенные Штаты пользуются военными базами в Катаре и Бахрейне, в Саудовской Аравии, но никто ведь не говорит, — когда беспилотник США нарушает воздушное пространство Ирана, — что след ведет в Катар, что виноват в происшедшем Катар?
Итак, кто виноват? Хути…

Валерий Рубин

От РМ