В Америке жить интересно. Хотя и шумно порой. Так, 6 октября Военный музей северной Флориды устроил трехдневное батальное шоу в честь взятия Бреста в сентябре 1944 г. и, понятное дело, мы с зятем и внуком поехали его смотреть. Благо, недалеко, 15 миль. И хорошо сделали. Что поехали – и что оставили девиц и дам дома.
Вряд ли им было бы интересно наблюдать, как американская пехота штурмовала немецкие укрепления, но вражеский огонь заставил ее залечь – немецкие парашютисты хорошо знали свое дело! И тогда за свое дело взялась наша тяжелая артиллерия – 203 мм гаубица и в паре с ней тяжелая самоходка. Их выстрелы оглушали, заставляли вздрагивать и даже приседать. Затем выдвинулись танки и открыли орудийный и пулеметный огонь – воздух был весьма плотно заполнен грохотом, а все поле боя заволокло пороховым дымом, который прорезали языки пламени из стволов. Гм, почему этот порох называют бездымным?
Последовавший за артподготовкой штурм пехоты увенчался успехом и вскоре из дота вывели немцев с поднятыми руками – зрители бурно аплодировали! Мы тоже. У людей долгая память… Вскоре немцы братались с американцами, делали совместные снимки, всем все нравилось, но это шоу заставило вспомнить об одной характерной для Америки коллекции.
Чего только не собирают люди помимо марок и монет! Брежнев, к примеру, любил ордена и автомобили, а японский инженер Та-бо – секс-кукол, их у него более сотни. Еще об одном виде мужских забав сообщил недавно журнал The Artilleryman, публикующий и мои разыскания.
Речь об артколлекции. Точнее называть ее артиллерийской, но знаете, литье пушек это тоже искусство, а сия коллекция самая значительная из мировых частных коллекций орудий, лафетов, станков, снарядных повозок, самих снарядов, походных кузниц и прочей амуниции времен Гражданской войны и прилегающих десятилетий. Многие тонны железа и памяти! Так что о ней стоит рассказать.
Чарли Смитгалл с 12 лет продавал газеты, копил деньги и уже во время учебы в хайскул купил первое орудие, репродукцию мортиры. А в 1961 г. в возрасте 15 лет стал членом N-SSA, North-South Skirmish Association, проводящей состязания всех видов. Десятки команд соревнуются в стрельбе из мушкетов, старинных однозарядных пистолетов, револьверов, нескольких типов винтовок, из картечниц Гатлинга и, конечно, из мортир, гаубиц и пушек. Обычно стрельбы длятся три дня, и на них собирается до двух тысяч участников, не считая многочисленных зрителей. С утра до вечера сразу на нескольких полях грохочут выстрелы, гремит канонада, слышная на несколько миль, а все окрестности затянуты пороховым дымом, как под Ватерлоо. Да, это настоящая Америка!
Поэтому и выходит в Чарлстоне, Южная Каролина, журнал The Artilleryman, глянцевый, высокого качества. Джек Мэлтон, его редактор, издает также газету «Новости Гражданской войны», является автором нескольких книг по артиллерийским снарядам и множества статей в различных изданиях. На страницах журнала можно ознакомиться с рекламой орудий и амуниции, увидеть, какой это процветающий бизнес, – и выбрать себе подходящую пушку…
Получив степень бакалавра после окончания Филадельфийского колледжа фармацевтики в 1968 г., Смитгалл купил свою первую пушку, репродукцию 6-фунтового орудия в размере три четверти. С ней он занял второе место на весенних состязаниях N-SSA в 1969 г. К осенним стрельбам он улучшил свою меткость и занял первое место. 139-е национальные стрельбы N-SSA, состоявшиеся в мае 2019 г., стали его сотыми соревнованиями в этой ассоциации. В них участвовал и его внук Кристофер.
Приобретения Смитгалла переплетены с его семейными датами. Так, морской Кольт Гатлинг (многоствольное скорострельное стрелковое оружие) модели 1900 он купил в ночь после представления своей будущей супруги Дебби его матери. А свою первую оригинальную пушку, 12-фунтовую гаубицу Дальгрена для канонерских лодок, он купил в день их свадьбы в августе 1972 года. Любезный продавец доставил гаубицу к его дому утром именно этого дня, но невеста уже немного знала своего избранника и не бушевала чрезмерно…
В 1975 г., ожидая рождения дочери, он приобрел 12-фунтовый «Наполеон» Модель 1857, гаубицу, разработанную во Франции и очень популярную в США ввиду надежности, эффективности и многофункциональности. За время Гражданской войны Север произвел около 1100 таких орудий, Юг около 600 и, к примеру, во время сражения под Геттисбергом у федералов среди 360 орудий различных типов 142 были «Наполеоны».
Теперь, установленная на оригинальный железный лафет, который он приобрел на следующий день, гаубица является его любимым орудием на состязаниях. Ее можно будет увидеть в действии на ежегодных Гатлинговских стрельбах, устраиваемых им в первое воскресенье ноября.
«Это не просто статичная коллекция, — говорит Смитгалл о своем собрании. — Эта артиллерия полностью готова к стрельбе и люди могут испытать ее в деле».
И лично демонстрирует сказанное. В октябре 2018 г. он занял первое место в состязаниях гаубиц на 138-х стрельбах N-SSA со своей оригинальной эймсовской 12-фунтовой полевой гаубицей, показав впечатляющий результат 5-3V на дистанции 100 ярдов. В центре мишени расположены два черных концентрических круга и попадание в яблочко дает оценку V, а в большой круг 10 очков. Он также любит стрелять из двух своих нарезных 20-фунтовок Паррота: армейской модели с отреставрированной компанией Паулсона нарезкой (эта компания разработала способ лайнирования для восстановления стволов) и отлично сохранившейся морской моделью с оригинальной нарезкой.
Помимо орудий коллекция содержит оригинальные снаряды, зарядные ящики, приспособления, прицелы, инструменты, походные кузни, ящики для амуниции, седла и все прочее, что применялось в артиллерийском деле. Надо заметить, что чем проще огнестрельное орудие, а пушки тех времен являлись фактически толстостенной трубой, заглушенной с одного конца, тем сложнее из него стрелять и тем больше приспособлений требуется для этого. Так, «пушечная экзерциция» (инструкция) адмирала М.П. Лазарева содержала двадцать подробно расписанных пунктов, по большей части весьма трудоемких, которые для произведения одного выстрела требовалось выполнить быстро, согласованно и в строгом порядке!
Гордостью коллекции является тяжелая (9119 фунтов) 9-дюймовка Дальгрена, американского адмирала, известного конструктора артиллерии. О его пушках я писал в статье «Russian Dahlgren Guns» в весеннем номере журнала The Artilleryman за 2019 г. Произведена она была на Tredegar Foundry (Ричмонд, Вирджиния, будущая столица Конфедерации) в 1857 г. и имеет серийный №117. Несмотря на свой вес и силу (на выстрел уходило 16 фунтов пороха) выглядит черная красотка изящно – конструктор выбрал рациональные формы ствола, а функциональность оказалась тесно связана с красотой. Орудия Дальгрена являлись основным оружием американского флота, их чертежи и образцы не слишком честными путями раздобыли русские, но толком воспроизвести не сумели – технология отливки оказалась слишком сложной для их заводов, к тому же качество русского чугуна оставляло желать лучшего.
Это орудие в числе 26 сестричек стояло в батарее флагманского фрегата северян «Хартфорд» во время прорыва в залив Мобайл, открывшего путь в мятежный штат Алабама. Именно на его борту адмирал Дэвид Фаррагут прокричал в мегафон свой знаменитый приказ: «К черту торпеды, полный вперед!» Торпедами тогда называли плавучие мины – на входе в залив на них подорвался головной броненосец северян «Текумсе». Кстати, броненосец южан «Теннеси», пытавшийся таранить «Хартфорд», был принужден к сдаче огнем мощных 15-дюймовых орудий Дальгрена, стоявших на мониторах северян. Их тяжелые ядра проламывали броню и капитан броненосца предпочел плен неминуемой гибели. Так пушка, отлитая на заводе южан, внесла свой вклад в их поражение.
Однажды Смитгалл стрелял из нее, поразив и свой расчет и соседей. Ударная волна даже при уменьшенном заряде и без снаряда была столь сильной, что сбросила вещи с полок соседних домов, и сорвала вентиляционные грибки и дверцы шкафов с кемперов (домов на колесах), стоявших за 50 ярдов!
Но самая массивная в коллекции – 13-дюймовая береговая мортира модели 1861 г., чудовищной толщины короткая труба, задранная вверх. Она весит 17197 фунтов и еще 4140 фунтов – ее станок. Толщина стенок ее ствола (более полуметра металла!) просто поражает – господи, на что только не идут люди, чтобы эффективнее уничтожать себе подобных…
Стояла эта толстуха на мортирной шхуне северян «Джон Гриффит» и вместе с парой 32-фунтовых пушек и парой 12-фунтовых гаубиц давала надежды на сокрушение любых укрепления на берегах рек. Надежды не вполне оправдались, тем не менее мортирные шхуны сыграли важную роль в подавлении фортов в устье Миссисипи и взятии северянами Нью-Орлеана – кстати, в этом велика заслуга все того же адмирала Фаррагута. Затем эта шхуна помогла взять Виксбург, что стало началом конца Конфедерации, а после блокировала атлантическое побережье южан.
Для сохранения и демонстрации (в том числе в действии) своей коллекции, в которой многие десятки самых разнообразных стволов и сотни прочих сопутствующих предметов, Чарли основал в родном Ланкастере (Пенсильвания) Smithgall Foundation Artillery Collection, некоммерческую благотворительную организацию, посвященную развитию интереса к истории артиллерии. Его «амбар», занимающий площадь более 17 тыс. кв. футов, имеющий климат-контроль и систему безопасности, был открыт весной 2018 г.
Не знаю, где он находил время на все это, поскольку является также политиком, фармацевтом, общественным деятелем, бизнесменом – и дважды избирался мэром города. Будучи энтузиастом и знатоком истории Гражданской войны, Смитгалл консультировал создателей нескольких документальных и художественных фильмов, в том числе известного фильма «Геттисберг» (1993), в котором играет артиллерийского командира.
Не знаю. Но ведь и я нахожу время на пушечные (пока что чисто литературные) забавы, хотя никогда не мечтал быть артиллеристом. На днях вот выйдет моя статья о скорострельности русских пушек в Синопском сражении – редакция военно-морского сборника «Гангут» прислала окончательный вариант на вычитку. Мальчики – они такие. У них свои игрушки.
Юрий Кирпичев