Эту войну Путин тоже проиграл, считает военный аналитик и блогер Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид). Специально для читателей «Русского монитора» публикуем его точку зрения по прошедшим вчера в Париже переговорам в рамках так называемого «Нормандского формата»


Донбасс обменяли на Газ…

Анатолий, оцените пожалуйста итоги переговоров в Париже

Ну они в общем-то вполне предсказуемы. Речь идет о том, что бы разменять Донбасс на решение газовых проблем, с которыми собственно говоря Путин столкнулся на Украине. Во многом, скажем так, эти вопросы взаимоувязаны, поэтому на этой Четверке их удалось более — менее увязать вот и все.

Путин ведь даже скиндку на газ Зеленскому предлагал…

Нет, ну поймите правильно, разговор идет о следующем: Донбасс был нужен Путину для того, что бы создать ситуацию по прекращению транзита через Украину. Для того, что бы обходные потоки («Северный» и «Турецкий») могли заработать на полную мощность. Но европейцы категорически против такого подхода, потому, что им нужна диверсификация поставок — т.е. они хотят оставить и украинский транзит и что бы работали и южное и северное направления. Вот собственно говоря основная причина противоречий. Поэтому сегодня, после нормандской встречи, Путина все-таки вынудили идти на транзитный договор с Украиной. Единственный пока вопрос заключается в том, что не понятно пока какие объемы газа будут проходить через Украину.  Путин до встречи настаивал на 15 млрд. кубометров, европейцы требовали 60 млрд. кубометров что бы шли через Украину. Все остальные объемы могут идти по северным, по южным и по любым другим направлениям. Вот собственно говоря это единственная неясная часть, которая на сегодняшний момент не озвучена. Возможно, что они пришли к каким-то договоренностям, но вслух они их не произносят.

Этим и объясняется такое количество «газовиков» в российской и украинской делегациях?

Разумеется! Вместе с Путином приехали Миллер и Новак, вместе с Зеленским приехали руководство  «Нафтогаза». Встреча один на один, на самом деле была встречей 8+8, где семь человек с одной стороны и семь человек с другой были только людьми, которые занимаются энергетикой. Это абсолютно точно, что данная встреча носила увязанный характер. Донбасс меняли на газ. Просто если раньше это было не очень явно и стороны пытались всячески прикрыть газовую тематику в вопросе по Донбассу, то на сегодняшний момент остается всего лишь три недели до прекращения транзитного договора. И проблема в том, что эту задачу надо решать, потому, что если «Газпром» не будет поставлять оговоренные договором объемы газа в Европу, то он может столкнуться с тем, что ему предъявят крупные и большие по суммам штрафные санкции и иски, которые он просто не сможет выплатить. И поэтому транзитный договор «Газпрому» крайне нужен и вчера обсуждались именно параметры этого договора. Путин конечно же, естественно хочет минимизировать поток газа через Украину, потому, что в противном случае целесообразность «Северного» и «Турецкого» потоков сильно падает. Ну а европейцы настаивают на своей формуле. Поэому пока не известны объемы газа, которые пойдут через Украину, сложно сказать кто в конечном итоге выиграл или проиграл, но раз уже известно, что транзитный договор будет, то как минимум европейцы сумели продавить это решение и Путин был вынужден с ним соглашаться. Поэтому для него Донбасс теряет актуальность, т.к. все-таки это очень затратное предприятие — тратятся огромные деньги на эту войну, на содержание Донбасса, поэтому конечно он постарается его сбросить.

Ну а формула Штанмайера она вообще в чью пользу?

Ну поймите правильно — естественно Путин хочет сбросить Донбасс в качестве такого «Троянского коня» на Украину. Но это иллюзия, потому, что даже если ему и удастся на первом этапе это сделать, то все равно Киев, получив контроль над границей, получив контроль над территориями, он конечно же будет делать все, что бы не позволить сделать из Донбасса «Троянского коня», как планирует Путин.

Значит все-таки это не победа Путина, что продавили формулу Штанмайера?

Вообще говорить о победе бессмысленно, потому, что изначально сама идея заключалась в том, что бы Донбасс стал препятствием для транзита газа через Украину. Путину нужно было создать неприемлемую политическую ситуацию в Украине, для того, что бы европейцы были вынуждены согласиться с прекращением транзита. Европейцы не пошли на это, поэтому уже однозначно ни о какой победе речь не идет. Стратегические цели не достигнуты. А раз они не достигнуты, значит вообще ни о какой победе говорить не приходится.

С другой стороны — есть тактические решения, он пытается вот как раз в качестве таких решений впихнуть Донбасс в виде «Троянского коня» и может быть ему на каком-то этапе даже удастся это сделать. Но это как с Сирией, понимаете? В Сирию же он тоже вошел, что бы вынудить Турцию согласиться с изначальным проектом «Турецкого» потока в четыре трубы. И ему не удалось это сделать, поэтому стратегические цели в Сирии не достигнуты. И можно с полным правом говорить, что Кремль в Сирии потерпел поражение. Та же самая история с Украиной — т.е. была поставлена задача прекращения транзита. Об этом Миллер где-то в 2015 году совершенно четко и открыто заявлял, что мы прекращаем полностью весь украинский транзит. Ни одного грамма газа через Украину не пойдет. Но с тех пор прошло время и теперь они вынуждены соглашаться обратно на этот транзит и торгуются только за условия. Это уже тактика, но стратегические цели не достигнуты.

А как вы думаете, как встречу в Париже оценивают представители так называемых «ЛДНР», или как их называют в Украине — в ОРДЛО?

Ну я не думаю, что в восторге, потому, что они осознают, что не являются субъектами политики. Ими воспользовались. У них был шанс в 2014 году. Они его не смогли использовать. Ну бывает. В конце концов ведь жизнь на этом не заканчивается.

А такой вопрос, сможет ли Путин реально прекратить огонь? Мы уже не раз видели это «прекращение огня», которое не работало. Насколько он контролирует вообще это в реальности?

Ну я думаю, что как раз он-то контролирует ситуацию.  Потому что с его стороны все вооруженные формирования в Донецке и Луганске под полным контролем военных советников. Как он сам говорил — людей, занимающихся военными вопросами. А вот с украинской стороны эти полувоенные формирования…

Их сейчас нет, Анатолий. Они все под контролем ВСУ.

Но это внешне, а на самом деле там есть очень сильная внутренняя борьба между контролем над ними между Аваковым и другими. Т.е. в самой украинской верхушке. Естественно, что эти формирования являются в определенном смысле частными армиями, примерно так же как ЧВК «Вагнера» — это тоже такая частная наемная структура, которая используется в политической борьбе. То соответственно эти формирования тесно привязаны к группам влияния в самой Украине. А сама Украина тоже неоднородна, олигархи привязаны к разным внешним игрокам и силам. Поэтому полный централизованный контроль с украинской стороны у Зеленского может не быть.

А у Путина получится?

А Путин да, он может. Если захочет, конечно.

В общем итоге, заканчивая наш разговор, подытожим: значит что если Россия и получила сейчас какие-то тактические преимущества в Париже, протолкнув формулу Штанмайера, то стратегически война проиграна?

Да, эту войну Путин  проиграл, потому, что договор транзита российского газа через Украину теперь неизбежен. А раз так, то изначальная цель всей этой войны, она недостижима.

Хорошо Анатолий, спасибо большое Вам за мнение.

Беседу провела Ольга Кортунова