Вид на газовый терминал с борта газовоза LNG Ghasha

Российские «потоки» и экспорт американского газа

К каким последствиям может привести новый виток газового противостояния между Россией и США после нового пакета санкций, которые уже привели к останове строительства «Северного потока-2»; как будет развиваться ситуация на глобальном рынке сжиженного газа; возможные проблемы США в связи с продолжающейся торговой войной между этой страной и Китаем: об этом статья американского публициста и аналитика Юрия Кирпичева.

Итак, Дональд Трамп 20 декабря подписал закон об оборонном бюджете (это святое!) — и тем самым испортил Путину наступающий праздник. Конгрессмены, дабы избежать предполагаемых трудностей, а имелась информация, что в Белом доме негативно относятся к санкциям против России, порой прибегают к этому маневру и некоторые важные для страны решения закладывают в священную оборонную корову.

В этот раз они заложили «адские санкции», под каковым названием известен пакет мер против компаний, строящих и финансирующих российские газопроводы «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». Обычно законы вступают в силу через месяц после принятия, но в этот раз в Минфине США заявили, что санкции вступили в силу сразу же после подписания закона и компании, которые сознательно продали, арендовали или предоставили суда, занимающиеся прокладкой труб, должны немедленно остановить деятельность этих судов.

Нокаутирующий удар

Уже на следующий день пришло сообщение, что швейцарская компания Allseas приостановила участие в строительстве газопровода и отвела свои суда. Если она окончательно решит выйти из проекта, что весьма вероятно, ибо санкции очень жесткие, он остановится как минимум на два месяца. Или вообще не будет завершен. Без западных технологий Россия не способна строить такие линии.

Слово Америки еще что-то весит в этом мире, и грядущую эффективность санкций подчеркнула едва ли не истерическая реакция «Газпрома», Путина – и фрау Меркель. Увы, чем дальше, тем больше похоже, что означенная фрау пошла стопами канцлера Шрёдера, вошедшего в состав правления «Газпрома». В том-то и опасность подобных «потоков» и сопутствующих им потоков финансовых, что служат они не только средством усиления зависимости европейских стран от России, но также действенным инструментом разложения их политиков.

«Желание навредить российскому экспорту отнюдь не единственное и даже не главное. Не в меньшей степени прослеживается стремление навязать Европе американский сжиженный газ, обходящийся ей гораздо дороже трубопроводных поставок из России, и тем самым замедлить развитие ее экономики, подорвать способность конкурировать с США на мировых рынках», — сказано в заявлении МИД России по поводу санкций.

Но это неправда и Карамзин, в свое время охарактеризовавший Россию одним словом – «воруют», сейчас добавил бы еще одно: «врут». Будь сжиженный газ дороже, его трудно было бы «навязать» – в экономике умеют считать деньги. И сама Россия не стала бы ударными темпами строить заводы по сжижению в рамках проекта «Ямал СПГ» («Новатэк», французская «Total» и китайская «CNPC»). Уже к ноябрю текущего года ими произведено 9,6 млн. тонн СПГ, главным образом на экспорт!

То, что цель «Северного потока – 2» политическая, ясно. Экономически – в условиях резкого падения цен на газ, чему и посвящен данный текст – он не скоро окупится. Зато позволит закрыть транзит газа через Украину, с которой Путин последовательно сражается вот уже десять лет, начиная с газовой войны 2009 года. Плюс подкуп Европы и ее политиков, что тоже полезно.

Американский ответ, к сожалению, запоздал, но тут виной наша администрация, которая вместо поддержки стратегического союзника замораживала военную помощь ему. Получив в итоге Украинагейт! Да, Украина не сдается, с помощью Польши она находит пути диверсификации импорта газа, причем важную роль в этом играет американский экспорт СПГ через терминал в Свиноуйсьце.

Кроме того, 21 декабря, уже на следующий день после принятия санкций, когда стало очевидно, что завершение прокладки балтийской трубы откладывается и вообще под вопросом, вяло до того шедшие газовые переговоры в Минске резко ускорились. Россия и Украина договорились о продолжении транзита российского газа в Евросоюз через украинскую сеть в течение следующих пяти лет. Это большая победа новой администрации, недаром Госдеп высоко оценивает ум и энергию президента Зеленского.

Что ж, пусть и с запозданием, а русская политика встретила вполне адекватный американский ответ – спасибо Конгрессу! Возможно даже, что момент выбран не случайно, а когда уже завершено более половины работ по «Северному потоку – 2» и в них всажены многие миллиарды! Теперь же все может пойти прахом. К тому же экономический эффект санкций несомненен и с иной стороны – тут русские правы: они на пользу нашим компаниям, что приходится учитывать администрации. У газовиков в Вашингтоне сильное лобби.

В последние три года рост добычи сланцевого газа выдвинул США в ряды крупнейших производителей СПГ и можно говорить о второй сланцевой революции после нефтяной 2014 года. К примеру, в этом мае вышел на полную мощность проект Cameron в штате Луизиана (14 млн. тонн СПГ в год), а осенью – первая очередь (из трех запланированных) проекта Freeport в Техасе (4,4 млн. тонн), а впереди еще проекты.

Мало того, новые мощности вводятся во всех добывающих странах. Что привело к перепроизводству. Цены падают по всему миру, но особенно в Европе, ее рынки сегодня – это рынки покупателя и цены за год упали почти вдвое. Поскольку же США вводят в строй новые мощности, что увеличит поставки СПГ на этот рынок во втором квартале 2020 г., а также перенаправили из-за роста тарифов поставки с Китая сюда, то цены могут снизиться еще вдвое. Что ж, это будет удар по российскому бюджету. И по нашим газовикам.

Фактор Китая

Раньше их выручал Китай. Чтобы оценить его экономическую мощь, достаточно взглянуть на график потребления угля – в 2014 г. оно достигало 1,9 млрд. тонн! Это вчетверо больше, чем в США и немногим меньше половины угля, сжигаемого всем миром. Однако, и это важно ввиду колоссальности цифр, с тех пор китайское потребление снижается – правительство озаботилось экологией. Уголь, знаете ли, дымит и выделяет при сгорании не только углекислый и угарный газы, но и серу и много всякой иной отравы.

Как же компенсируют китайцы свои постоянно растущие энергетические потребности? Во-первых, бурно развивающейся возобновляемой энергетикой: ГЭС, ВЭС, СЭС и пр. Страна с огромным отрывом лидирует по введению в строй таких мощностей, в том числе плавучих – целые острова фотопанелей! Причем Китай активизировался и за рубежом, не только являясь одним из основных мировых поставщиков солнечных панелей, но и став строить СЭС под ключ даже в Африке.

В-вторых, он наращивает импорт газа, в том числе сжиженного, эта отрасль стремительно развивается во всем мире. Япония, вон, по причинам географическим сто процентов импорта обеспечивает именно им, благо, технологии сжижения и регазификации хорошо отработаны, а морские перевозки дешевле, чем прокачка газа по трубопроводам на большие расстояния. К примеру, гораздо экономичнее доставлять нефть и газ из терминалов Техаса в Нью-Йорк танкерами, чем транспортировать по трубам посуху.

Этот рынок был очень перспективен для США, наращивающих добычу газа и его сжижение. Поэтому торговая война с Китаем оказалась крайне несвоевременной, его ответные тарифы заставили перенаправить танкеры в Европу, где цены вдвое ниже, а предложение превышает спрос, и конечные последствия будут крайне неприятными для американцев.

Кризис перепроизводства

Экономисты предупреждают, что уже во втором квартале следующего года некоторые недавно открытые американские СПГ-терминалы придется останавливать. Трейдерам дешевле оплачивать обязательные тарифы на сжижение, но не забирать газ. К тому же клиенты американских экспортных терминалов могут отказаться от покупки с уведомлением за 30-60 дней, в отличие от Катара и Австралии, которые требуют, чтобы покупатели платили фиксированную сумму независимо от того, берут они газ или нет. Так недавно сингапурская компания Pavilion Energy отменила загрузку груза СПГ из США. Индонезия, кстати, уже сокращает производство, а японские фирмы жалуются, что миллиардные инвестиции в этот сектор зависают.

Должен попутно заметить, что таланты экспертов нефтегазовых компаний внушают сильные сомнения – нетрудно было предвидеть, к чему приведет массовый ввод в эксплуатацию новых скважин и терминалов. Причем в условиях столь же массового перехода на источники восполняемой энергии – более десятка американских штатов поставили амбициозную цель полного перехода на чистую энергию уже к 2045-50 годам! Что подразумевает сокращение потребления ископаемых топлив, того же газа.

Плюс торговая война с Китаем – она уже обошлась налогоплательщикам в десятки миллиардов долларов помощи разоряющимся фермерам, не говоря о прочих последствиях, а тут еще газовики лишились самого перспективного рынка сбыта. Причем природа, обладающая своеобразным чувством юмора, так распорядилась, что пострадают в первую очередь республиканские штаты – там сосредоточена сланцевая добыча…

Юрий Кирпичев

От РМ