В мире происходит нечто довольно интересное, поразительное, необычное. Я имею в виду глобальный процесс, триггером которого стало международное движение Black Lives Matter. Во многих странах, это движение уже мало связано с тем, что произошло с Джорджем Флойдом в Миннеаполисе. Лозунг BLM во многих странах теперь уже стал просто символом борьбы против социальной, расовой, исторической несправедливости.
Тут и там рушатся памятники, испещряются надписями скульптуры историческим личностям, запятнавшим себя расизмом, участием в колониальных войнах, содействием работорговле и расовой сегрегации.
В разных странах, протестующие попортили или убрали с постаментов скульптуры Томасу Джефферсону, Уинстону Черчиллю, шведскому королю Карлу XII, бельгийскому королю Леопольду II, британскому судовладельцу-работорговцу Эдварду Кольстону, Христофору Колумбу, конфедеративному генералу Роберту Ли и многим-многим другим историческим личностям.
Эти практические и символические действия — всего лишь внешняя сторона происходящего. Это то, что на поверхности.
Но есть ещё и невидимый глубинный процесс, который пока ещё трудно оценить и осмыслить
Во многих странах, движение Black Lives Matter стало мощным катализатором переоценки традиционных моральных ценностей. Обыватель во многих странах был вынужден встать перед нравственным выбором. Причем, выбор этот не простой. Он не обязательно между расизмом и толерантностью, не обязательно между злом и добром. Активисты иногда заходят слишком далеко в своих действиях и лозунгах, что отталкивает от них и потенциальных союзников, и тем более противников.
Но в любом случае, налицо нравственный водораздел между статусом кво и чем-то новым.
Обычно, моральный прогресс в любом обществе идёт медленно, постепенно, линейно, без скачков. Но BLM, которое буквально за несколько дней превратилось в международное движение, состоящее (возможно) уже из десятков миллионов людей разных рас, национальностей и вероисповеданий, поставило такое огромное число людей перед выбором, что многие обыватели впервые в жизни серьёзно задумались о таких проблемах, как социальная и расовая несправедливость, историческая память, критерии нравственной оценки исторических личностей, своих сограждан, да и самих себя.
А это не может пройти бесследно. Идут тектонические процессы в сознании миллионов людей.