Смутное время Трампа, слава богу, заканчивается и можно подвести его предварительные экономические итоги. Они неутешительны, если не сказать – катастрофичны. Великой некогда стране придется долго выкарабкиваться из болота, в которое завел ее американский Сусанин. Причем на пандемию провал не спишешь, отличная экономика Обамы, доставшаяся в наследство горе-президенту, начала тормозить и разваливаться еще до коронавируса.

После кризиса, устроенного республиканцами, экономика уверенно росла с лета 2009 г. Семь лет подряд уменьшалась безработица, увеличивалось количество новых рабочих мест. Рычагом спасения стал принятый в том году American Recovery and Reinvestment Act, в разработке которого и обеспечении его принятия Конгрессом сыграл большую роль вице-президент Байден.

При Трампе рост экономики замедлился. Было создано на 1.5 миллиона меньше рабочих мест, чем в последние три года Обамы, хотя безработица и дошла до рекордно низкой точки. В президенты безудержный демагог Трамп шел под манящими лозунгами ликвидации внешнеторгового дефицита, бюджетного дефицита и даже гигантского государственного долга. Правда, на последний он отводил восемь лет, предусмотрительно имея в виду свой второй срок. Когда его спрашивали, как он этого добьется, как сотворит такие чудеса, если ведущие эксперты отрицают их возможность, наш экономический Геракл секретов не раскрывал и отвечал лаконично: я знаю как.

Каковы же результаты великого экономиста-практика?

Торговый дефицит

Будучи хозяином шоу боев без правил и понимая капитализм очень просто, он видел рецепт борьбы с дефицитом в торговых войнах, каковые и объявил Китаю, Канаде, Мексике и ЕС, главным партнерам Америки. Итог оказался совершенно неожиданным: дефицит вырос до рекордной за последние 14 лет величины. В августе 2020 г. он составил $67.1 млрд. – рекордный показатель с 2008 года! – в сентябре лишь немногим меньше – $63.9 млрд. По сравнению с периодом январь-сентябрь 2019 г. он вырос на $38.5 млрд. или на 8.6%.

И отнюдь не пандемия стала главным фактором печальной тенденции, та проявилась намного раньше. Дело в том, что шапка Мономаха Трампу явно велика, он давно превысил уровень своей компетенции. Положение могла спасти его команда, будь в ней профессионалы и патриоты (мир до сих пор помнит маршалов Наполеона, екатерининских орлов и блестящую команду Обамы), но, как оказалось, Трамп лишен этого главного дара успешного лидера – умения подбирать талантливых соратников. Недаром многие из его окружения оказались под следствием и осуждены.

К тому же руководство страной значительно отличается от руководства компанией, здесь обычные бизнес-подходы не работают, да и умелый ли Трамп бизнесмен? Шесть банкротств и огромные долги (более $420 млн.) заставляют сомневаться в этом.

Американский экспорт устойчиво рос вплоть до мая 2018 г. (в том году наш Партобон Храброватый вышел на тропу торговых войн), но в декабре уже ушел в минус по сравнению с 2017 г., с тех пор колебался около нуля пока с рокового марта 2020-го не покатился вниз, упав в мае на 36%! Сказался кризис, вызванный пандемией, но что стало причиной предыдущего торможения? Торговые войны. В ответ на резкий рост тарифов партнеры отплатили той же монетой и оказалось, что их аргументы весомее.

Особенно пострадали американские фермеры. Рост китайских тарифов (Китай был главным потребителем нашей сои, свинины и пр.) сделал их продукцию неконкурентоспособной, сбыт упал, фермы начали банкротиться, а 28 млрд. государственной помощи (из наших с вами налогов), выделенные на их спасение, ушли в основном латифундистам и те стали скупать разорившиеся мелкие фермы. Тем самым подрывается средний класс Америки, базис ее процветания и демократии.

Или взять повышение пошлин на канадскую древесину из-за чего по всей стране выросли цены на новые дома. Дело в том, что 80% их в США строятся из дерева, а цена на thousand board feet (примерно 2,3 кубометра) повысилась с 584 до 990 долларов. В итоге комплект древесины на обычный среднемедианный дом вздорожал с $17400 до $30450. Да и темпы строительства упали, чему виной не только пандемия, но и сжатие рынка рабочей силы в результате борьбы с нелегальными иммигрантами и жесткого сокращения допуска в страну легальных.

А вот импорт не удалось сократить, чтобы скомпенсировать падение экспорта, и с этого июня он растет особенно быстро. Самый большой дисбаланс по-прежнему в торговле с Китаем, который Трамп обещал быстро поставить на колени. Мол, торговые войны легко выигрываются. Он составил c января по август 2020 года $346 млрд. (для сравнения – за весь 2019 год $345.6 млрд.) и уже можно с полной уверенностью заключить, что Трамп проиграл эту войну. На самом деле проиграла ее Америка, чьи производители потеряли покупателей, а потребители получили рост внутренних цен. Проиграли все мы.

Дефицит бюджета и государственный долг

Страну Трамп принял с бюджетным дефицитом в $585 млрд., а оставляет с дырой в $1.083 трлн. (без учета $3.7 трлн., выделенных Конгрессом на смягчение последствий пандемии). То есть за 4 года увеличил дефицит вдвое. Нет, господа, нельзя избирать президентом демагога и невежественного непрофессионала! Кстати, как ни странно, все еще бытует мнение, что республиканцы, эти фискальные консерваторы, скупы на бюджетные расходы, тогда как социально озабоченные демократы транжирят деньги. Это печальное заблуждение, не соответствующее фактам. Обама получил от Буша дефицит бюджета в $1.413 трлн. и сумел сократить его в 2.4 раза. Трампу хватило менее четырех лет, чтобы снова увеличить дефицит вдвое.

Далее. Суверенный долг США – ситуация с ним еще более показательна и уже становится катастрофической: 1 октября 2020 г. он превысил $27 трлн. Тогда как в 2016 г., последнем в каденции Обамы, составлял $19.6 трлн. За последние 4 года Обамы долг вырос на $3.8 трлн. За неполные 4 года правления Трампа – на $7.4 трлн. Вот вам и «знаю как».

Экономический кризис

Последние 40 лет республиканцы раз за разом заводят экономику в тяжелейшие кризисы, из которых ее приходится вытаскивать демократам. Да, пандемия стала триггером нынешнего, но назревал он еще с 2018 года и в любом случае грянул бы в следующем году – слишком много Трамп наломал дров. Кризис усугубило нежелание и неумение правительства предупредить и амортизировать спад, неизбежный в такой ситуации, помочь экономике и гражданам, чтобы минимизировать ущерб. Да, это сложная, но реальная задача, требующая привлечения настоящих специалистов, научного подхода.

Увы, администрация Трампа и наука совершенно несовместны, взгляните хотя бы на требования президента к бюджетам 2018-2021 годов: он постоянно настаивал на резком сокращении расходов на науку, на новые технологии и охрану окружающей среды и лишь Конгресс не позволял нашему городничему упразднить науки!

Однако наиболее явно и болезненно кризис выражается не в дисбалансах торговли и финансовых дефицитах, а в дефиците рабочих мест. При вступлении Трампа в должность безработица составляла 4.8%. Сейчас она по явно заниженным данным федералов 6.9% или 11.1 млн. человек (Берни Сандерс оперирует цифрой 30 млн., что гораздо вероятнее). Сюда не входят миллионы получающих сниженную зарплату, а еще миллионы заняты частично, получая неполную плату. Трамп стал первым в новейшей истории президентом, при котором потеряно было больше рабочих мест, чем создано.

Напакостить напоследок

Но мало того, что его администрация ответственна за экономический кризис, она усугубляет его! Министр финансов США Стив Мнучин намерен прекратить полномочия Федерального резерва по экстренному кредитованию, чтобы затруднить работу нового министра финансов и предотвратить помощь демократов штатам. Он потребовал вернуть неиспользованные 455 млрд., которые до 31 декабря следовало направить на льготное кредитование.

Нил Брэдли, вице-президент Торговой палаты США, раскритиковал его, отметив, что бизнесу нужна полная поддержка правительства. Неожиданное прекращение экстренных программ кредитования будет преждевременным и ненужным шагом, считает он. В ФРС заявили, что хотели бы продолжать направлять финансы на поддержку экономики. Демократы и эксперты уверены, что шаги Мнучина политически мотивированы, обвинили его в «экономическом саботаже» и желании «нанести ущерб избранному президенту.

«Наиболее очевидное толкование состоит в том, что уходя, администрация Трампа стремится максимально ослабить восстановление экономики, — сказал Дэвид Уилкокс, бывший главный экономист ФРС. «Положение весьма шаткое и при дальнейшем ухудшении это может оказаться разрушительным шагом. Мнучин войдет в историю как человек, который забрал страховочную сетку, когда она действительно была необходима », — сказал он.

Весной ФРС запустила программу льготного кредитования для бизнеса объемом $2.3 трлн. Около 600 млрд. выделены на поддержку среднего бизнеса, до 850 млрд. на помощь по кредитам крупному бизнесу, 500 млрд. на покупку муниципальных облигаций. ФРС предупредила, что «полный набор средств экстренной помощи» по-прежнему необходим как опора для «нашей все еще слабой и уязвимой экономики».

Трамп и его окружение много разглагольствуют о патриотизме, но дела и делишки этой GOP-компании показывают, что судьба страны их совершенно не волнует.

От РМ