Информационная война
Такие войны велись издавна и, к примеру, газетная идеологическая борьба (иных средств массовой информации тогда еще не было) была одной из причин Крымской войны — Россия и Европа настолько запугали и запутали друг друга, что боевые действия стали неизбежны. В нынешний же информационно-сетевой век война на этом фронте гораздо эффективнее и потому намного опаснее.
Так, например, Трамп пришел к власти не только из-за малой популярности Хиллари Клинтон, но и благодаря беспрецедентной русской активности в соцсетях и прочих СМИ, не говоря уже о вторжении в электронные данные избирательных участков. Известный историк и аналитик Юрий Фельштинский, человек осведомленный, напомнил об этом в недавней передаче Голоса Америки. Да и подготовка к захвату Капитолия 6 января шла в сетях же. Поэтому 25 марта Марк Цукерберг (Фейсбук), Джек Дорси (Твиттер) и Сундар Пичаи (Гугл) давали объяснения комитету Сената США.
Эти имена все более на слуху, а названия их компаний даже закавычивать не приходиться (просто Гугл, как Ленин или Христос), особенно после изгнания Трампа и множества его наиболее одиозных и агрессивных сторонников из этих социальных сетей. Каковое изгнание стало проявлением резко возросшего значения оных сетей — и симптомом неладов с ними. Или с нами. Точно так и сам Трамп был не причиной обнажившихся язв Америки, но их симптомом — как, пардон, чирей на заднице есть признак инфекции в организме…
Кстати, Трамп не один попал под раздачу: только что заморозили Facebook-страницу президента Венесуэлы Николаса Мадуро — за дезинформацию. Он продвигал средство, которое, по его безосновательному утверждению, может вылечить COVID-19. Трамп точно так рекламировал хлорку или как там ее… Все они одним миром мазаны.
Это не первый вынужденный визит руководителей сетевых медиагигантов на Капитолий. Еще 10 апреля 2018 г. Цукерберг пять часов давал показания в Сенате, но и то был не первый случай, а в последний раз их с Дорси вызывали в столицу в ноябре прошлого года. Бывали там и Пачаи и Безос (Амазон).
Все они апеллируют к статье 230 Закона об этике в сфере коммуникаций, согласно которой соцсети не несут ответственности за контент пользователей. Однако кое-какими инструментами они все же обладают, и эта статья позволяет им ограничивать доступ к контенту, который они считают непристойным, оскорбительным или нежелательным. Ну а сенаторы, отвечая на вызовы времени, хотели бы возложить на компании больше ответственности за управление контентом, а также за его ранжирование.
Об этом действительно следует задуматься. Взять того же Цукерберга: да, он заявил еще во время слушаний в нижней палате Конгресса, что нападение на Капитолий было позорным моментом американской истории и что Трамп должен нести ответственность за штурм 6 января 2021 г. Да, он добавил: “Мы сделали все, что в наших силах, чтобы обеспечить честность выборов…”
Все это прекрасно, но все ли, что в его силах, он сделал? Кто же тогда должен нести ответственность за безнаказанную деятельность в его Фейсбуке многотысячных групп поддержки Трампа, созданных Россией, управляемых из нее и распространяющих тонны грязной клеветы на Байдена и демократов? Почему лишь в октябре прошлого года, уже перед самыми президентскими выборами они были заблокированы? Марк говорит, что нанял фирму, следящую за чистотой контента, но неужели эти профи так долго не могли сообразить, кто стоит за разнузданной кампанией дезинформации в Фейсбуке и к чему она может привести? Иногда даже возникало впечатление ангажированности сети Марка русскими…
Я знаю, что говорю, ибо слежу за этим фронтом с конца 2012 года. Путин тогда выделил многомиллионное финансирование сразу на три программы для двух силовых ведомств, что насторожило — хорошо известно, насколько этот ненавистник Навального не любит Интернет. И если бороться с Сетью у него руки коротки, то воспользоваться ею в своих целях он очень не прочь, и его программы были нацелены на информационную, в том числе и сетевую войну и на кибервойну (в т.ч. и на хакерство). Что ж, вложенные миллионы принесли плоды, уже в 2013 г. активно заработала известная фабрика троллей в Ольгино, и трудно не не сложить два и два и не связать эту деятельность с подготовкой состоявшегося вскоре нападения на Украину.
Между прочим, первый в Фейсбуке месячный бан (блокировку аккаунта) я заработал именно в 2013 г. — за интерес к деятельности на этом направлении россиян в целом и ольгинцев в частности и, насколько мне известно, руку к этому приложил Медведчук. Я вел тогда подрывную работу на страницах его антиукраинского «Украинского выбора»…
А в 2016-м уже и в неньке появились свои ботофермы, ставшие особенно активными в 2018-19-х, во время предвыборной президентской кампании. Тогда же стали прозрачными тесные связи украинских ботоферм с ольгинцами, и в решающие моменты тех перебрасывали на помощь целыми бригадами, едва успевая менять ники с характерных для русских ботов двойных на новые, с учетом местного колорита (Люда Люда, к примеру, на Оксана Оксана и т.п.). Полагаю, добрая часть ботоферм вообще была создана пригожинцами…
Но «про вовка промовка, а он уже тут»: в прошлом году сетевые волки Пригожина, «повара Путина», (это ему принадлежит «Агентство интернет-исследований», которое выросло из ольгинской фабрики троллей) вольготно чувствовали себя на просторах Фейсбука, ведя тотальную войну против Байдена. И вопреки уверениям Цукерберга, бдительная администрация компании, банящая порой за малейшее подозрение в нарушении своих высоких норм (свой последний бан я получил в этом феврале за… снимок русского хора «Boyar»…), лишь в октябре спохватилась, увидев масштаб дезинформации, и наконец-то прихлопнула пятую колонну Путина.
Характерно, что русские орудовали в США главным образом под вывеской русскоязычных евреев, поддерживающих Трампа. Почему? Во-первых, удобно, ибо таковые составляют значительную часть русскоязычной иммиграции. Во-вторых, противодействие им можно объявить проявлением антисемитизма, что является стандартным приемом. А в-третьих, по всей видимости, Путин, Пригожин и иже с ними таким образом проявляют специфическое чувство юмора — используя наших брайтон-бичевцев, столь высоко о себе мнящих, втемную, как полезных идиотов, с удовольствием подставляя их. То-то Мария Захарова из МИДа с издевательским смехом сообщала о поддержке их усилий Брайтоном, нарочито утрируя говор Литл-Одессы…
Заблокированы в октябре были следующие группы: «Russian American Ashkenazi Jews» (15000 членов), «Patriotic Jewish Republicans» (8400 штыков), «Russian Speaking Americans for Trump 2020» (16500 сабель) и «Jews of the Silicon Valley and San Francisco, United!» (18600 бойцов). Их защитники напрасно возмущались цензурой, посты в группах попросту не выдерживали фактчекинга, но разжигали социальную и расовую рознь и ненависть. Вскоре, поняв, наконец-то, что к чему и чем это грозит самой сети, администрация Фейсбука вообще закрыла эти группы. Не удивлюсь, если за этим решением стоял сам прозорливый Марк Цукерберг — прогнозы аналитиков давали победу Байдену со счетом 11 против 1…
Многие тогда полагали, что большинство в них составляли местные простаки и расисты (этого добра тут хватает, таких 80% нашего иммигрантского брата), а политику групп определяли и тон задавали русские боты. Но когда по просьбам трудящихся 7 ноября «силиконовых» разблокировали, там осталось всего 2,8 тыс. вялых штыков, а сейчас и вовсе 1,2 тыс. И те помалкивают. Кому принадлежали остальные аккаунты? Вестимо кому! Как и в 2016-м россияне бросили сюда сотни сетевых бойцов. Это много, учитывая, что самые активные имеют 5-10 и больше аккаунтов и делают по 3-5 тысяч постов и комментов в сутки! Вспомните ботоферму, которую недавно накрыла в Украине СБУ, — она работала с 5-10 тысяч аккаунтов.
Но ведь не сетью единой — дезинформационная паутина опутала почти все основные русскоязычные СМИ США! Я не раз выступал на Дэвидзон Радио, писал в главные американские еженедельники «Вечерний Нью-Йорк» и «В Новом Свете» (это дочка «Московского комсомольца»), публиковался на популярном портале Forum-Daily — все они яростно трамповские. Редактор московской дочки (года три назад россияне выжили предыдущего либерального редактора и заменили трампистом) даже не скрывает, что политику газеты определяет «красный» московский телефон.
Так что русский мир, о котором печется Путин, вещь весьма опасная, а русский язык воленс-ноленс является инструментом в борьбе России против западной культуры и цивилизации. Поэтому Байден не намерен спускать этой опасной стране ее проделки и не только разрабатывает комплекс санкций, но и обещает нанести ответные удары на киберфронте. Надеюсь, это остудит пыл русскоязычных СМИ в США — пора уже понять, что поддержка Трампа означает работу на Путина! А Путин злейший враг Америки.
Это же касается и Украины, где постыдно много симпатиков Трампа. К сожалению, ненька с большим запозданием перешла к решительным действиям на этом фронте, введя санкции против Медведчука и пророссийских СМИ. Надо продолжать борьбу, ибо в том же Фейсбуке появилось много провокаторов, муссирующих тему несчастного русского языка в Украине. Они работают при поддержке целых бригад кремлеботов — после краха путинских усилий в США их перебросили противодействовать Навальному и на украинский фронт.