Продажа углеводородов помогает диктатурам и клептократиям удерживать власть, позволяя приобретать военную технику, улучшать кибер-возможности, участвовать в региональных конфликтах и подавлять оппозицию
Российская газовая компания «Газпром» и ее западные партнеры, которые получают прямую выгоду от строительства газопровода «Северный поток-2», с самого первого дня реализации проекта активно пытаются убедить европейцев в том, что проект принесет пользу региону. На самом деле единственным спонсором и сторонником проекта является Кремль, а его курирует «Газпром» – крупнейшая углеводородная компания России с глубоко укоренившимися традициями коррупции и политического влияния в Европе.
Этот проект, как и «Северный поток-1», не принесет финансовой выгоды российскому народу и не увеличит федеральный бюджет, а, напротив, напрямую набьет карманы соратникам президента Владимира Путина. Московский трубопроводный проект – это безвозмездный подарок отдельным европейским компаниям, который не принесет России никаких долгосрочных выгод.
Однако в Европе проект достиг своей цели «разделяй и властвуй», о чем свидетельствуют события последних месяцев. Политические риски и риски безопасности игнорируются, в то время как интересы немецких и других европейских крупных энергетических компаний попирают понятия энергетической безопасности и независимости Восточной Европы и ЕС в целом. Это подрывает принципы энергетической безопасности ЕС и существующую трансатлантическую архитектуру безопасности.
Крайне важно понять, почему Германия считает это приемлемым и почему Брюссель мало сопротивляется этому проекту. Для этого мы должны задуматься об истоках дружбы между западными энергетическими компаниями и советскими и постсоветскими газовыми компаниями.
Целая группа – лоббисты, фирмы по связям с общественностью, высокопоставленные чиновники и аналитики – помогают Кремлю в продвижении позитивной риторики в отношении строительства «Северного потока-2», тем самым способствуя целям Путина. Для достижения своих целей лоббисты используют старые темы холодной войны, которые теперь сделаны «свежими», чтобы соответствовать современности.
Диалог между Россией и Европой по вопросам поставок энергоносителей всегда велся на основе долгосрочных поставок и долгосрочного спроса, взаимообязательных контрактов и смены активов. Более того, в случае с «Северным потоком-1» Кремль хотел гарантировать, что Европа не будет получать природный газ из Центральной Азии, в то же время закупая газ из региона по хорошей цене. Россия использовала этот газ для собственных нужд, а также поставляла его своим сателлитам, одним из которых в то время была Украина. Это принесло и экономическую выгоду, и обеспечило монополию России в Европе (это не касается сжиженного газа).
Общественная информация свидетельствует о том, что существующий трубопровод не работает на 100% – так зачем тогда нужен еще один трубопровод? Недавние исследования показывают, что в ближайшее десятилетие Европа не увидит значительного увеличения потребности в природном газе, напротив, скорее всего, она сократится. Но это не мешает «Газпрому» и его партнерам говорить об огромном спросе на российский природный газ в 2035 году. Мы знаем, как исторические прогнозы относительно наличия и цены на нефть оказались в действительности – эти процессы настолько изменчивы, что все может измениться в течение одного года. Однако Кремль продолжает реализовывать бесперспективные с финансовой точки зрения проекты.
«Северный поток-2» на долгое время свяжет Европу и Россию морально, политически и стратегически. Как и «Северный поток-1», этот проект отнимет огромные финансовые ресурсы, которые можно было бы использовать для улучшения жизни обычных россиян. Единственная «выгода» будет – или уже есть – для бизнесменов, близких к Кремлю. Европейские регулирующие органы, политики и предприниматели, поддержавшие этот проект, не обеспечили Европе долгосрочную дешевую энергию, а вместо этого обеспечили политическую зависимость от Кремля. Следует иметь в виду, что сотрудничество с российскими компаниями – это никогда не обычный бизнес, а всегда дело, которое приведет к убыткам.
Я уверен, что мне не нужно напоминать вам, что продажа углеводородов помогает диктатурам и клептократиям удерживать власть, позволяя приобретать военную технику, улучшать кибер-возможности, участвовать в региональных конфликтах и подавлять оппозицию. И сегодня, и во время холодной войны торговля нефтью и природным газом между Европой и Россией всегда подрывала либеральный капитализм и демократию.