Есть какая-то злая ирония в том, что объектом покушения стал именно Дмитрий Быков, который ни по каким параметрам не подходил на роль угрозы.
Более того, этот выбор жертвы — оскорбителен для русского интеллигента, к которому режим отнёсся как к «испытательному стенду» и который не заслуживает ненависти сам по себе.
В каком-то смысле почётно пасть от руки тех, кто тебя боится и ненавидит (Немцов, Навальный). Эта ненависть мерзавцев — заслуженная оценка твоего вклада в разрушение режима.
Но оказаться в роли случайной жертвы ФСБ, которая не видит в тебе врага, а только способ уточнить дозу «новичка» для настоящей ликвидации, — это выглядит унизительно в глазах русского интеллигента, который (по традиции) привык считать себя солью земли и находиться в центре исторических процессов. Я говорю без иронии, это действительно, оскорбительно.
Но в презрении режима к интеллигенции есть огромный урок: она (интеллигенция) это заслужила. Не убийство, разумеется, а презрение убийц.
Я уже молчу про ручных учителей, карманных артистов и кремлёвских правозащитников. Их за людей давно не считают.
Но если даже «цвет» интеллектуальной элиты — вроде Дмитрия Быкова — готов годами рассказывать о преимуществах советской «духовности» (не всё так плохо было в СССР) и рассуждать о том, что «после Путина будет ещё хуже, чем сейчас», — то о какой миссии сопротивления можно говорить?
«Осколки» советской либеральной элиты удивительным образом ностальгируют по тем же инструментам, по которым горюет путинский режим (и это их роднит). Они тоскуют по «вожжам», которыми «элита» правила «быдлом» (то бишь, народом).
Только по мнению Быкова элитой были властители духа (Стругацкие, писатели-шестидесятники). А по мнению режима — это были КГБ и пропаганда. Советские «вожжи» — это общий фетиш тех, кто катастрофически теряет влияние в 21 веке: тоталитаритаризм и «духовный» вождизм.
В совке того и другого было навалом, но либеральная демократия не терпит «вождизма» в любом воплощении (в полицейском и духовном).
Именно поэтому атака на умеренного Быкова кажется абсурдом. Он-то им чем помешал?
В конце-концов (не хочу указывать пальцем), но есть же радикальные противники кремля, его политические враги…
На мой взгляд, урок, который важен для умеренной оппозиции (у которой с властью — общие советские комплексы) заключается в том, что — умеренность вас не спасёт…
Своей тупостью режим толкает к радикальности либералов вроде Быкова. И в итоге может получить гимназиста Петю, который вслед за Гавриком готов носить патроны к баррикадам.
Или как в той истории, когда человеку дали тюремный срок за брошенный в мента стаканчик. И осуждённый может пожалеть, что это был не камень, не бутылка и не урна, потому что в этом случае он получил бы тот же срок, но хотя бы за дело.
Умеренность вас не спасёт. Так что хватит кидать в убийц — хохмы, рифмы и бумажные стаканчики.

От РМ