Во время пресс-конференции Зеленского и Меркель по итогам визита канцлера в Киев, пресловутая «Формула Штайнмайера» даже не упоминалась. Говорили о «Парижских кластерах» и Нормандском формате
Многие украинские эксперты и политологи обратили на это внимание.
Так же, многие СМИ и эксперты сделали акцент на том, что Меркель назвала Россию стороной конфликта на Донбассе, а не просто участником мирных переговоров, на чем постоянно настаивает Путин:
«Россия является участником конфликта. Поэтому правильно, что Украина отказывается вести прямые переговоры с представителями сепаратистов. Мы все время крутились у этой проблемы, это не связано с тем, что я долго находилась на должности», – сказала Меркель, как сообщает «Обозреватель»
Подробности пресс-конференции приводит «Независимая газета» в статье «Меркель не убедила Зеленского в лояльности Запада» (что интересно, не смотря на подробности, российское издание «корректно» обошло стороной слова Меркель, о том, что Россия — сторона конфликта на Донбассе) :
В Киеве в понедельник состоятся переговоры министров энергетики Украины, Германии и США – Германа Галущенко, Петера Альтмайера и Дженнифер Гранхолм. Об этом сообщил президент Владимир Зеленский после состоявшихся в воскресенье переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель. Говоря о встрече министров, он отметил, что надеется «понять, что получит и что может потерять Украина». Вопрос звучит в контексте запуска «Северного потока – 2».
Судя по всему, Зеленский и Меркель не договорились. Несмотря на то что немецкий канцлер несколько раз повторила тезис о договоренностях между Германией и США относительно безопасности для Украины после запуска нового газопровода, украинский президент остался при своем мнении. «Я считаю, что это – оружие… Говорить о «Северном потоке – 2» как об экономическом вопросе Украина точно не будет», – сказал он. В другой части пресс-конференции Зеленский заявил, что основные риски из-за «Северного потока – 2» будет нести Украина. А гарантии, о которых говорят на Западе, обсуждая пролонгацию после 2024 года соглашения о транспортировке российского газа в Европу по украинской газотранспортной системе, по мнению Зеленского, – «это все очень общие вещи». Конкретику украинский лидер надеется услышать по итогам переговоров в понедельник.
Министры энергетики США и Германии будут находиться в Киеве в связи с проведением саммита «Крымская платформа». Примечательно, что Берлин собирался отправить во главе своей делегации главу МИДа Хайко Мааса. Однако в последний момент стало известно, что его заменит министр экономики и энергетики Петер Альтмайер. Приехав на «Крымскую платформу», немецкий министр проведет переговоры с американским и украинским коллегами.
Впрочем, в Киеве не ждут никаких сенсаций по итогам переговоров министров. Сам Зеленский сказал на днях в беседе с представителями нескольких украинских и зарубежных СМИ, что не ожидает подарков от Меркель: «Этого она не делала даже в прошлые годы. Я надеюсь, что Ангела Меркель и Владимир Путин достигнут определенного согласия, с которым она прибудет в Киев. Это могут быть гарантии для Украины. Например, то, что Россия согласится на поставку минимальных объемов газа, который будет транспортироваться по газопроводной системе Украины в ЕС».
Экс-министр иностранных дел Украины, руководитель Центра исследований России Владимир Огрызко написал в колонке для УНИАН, что Меркель не случайно накануне поездки в Киев посетила Москву. Он напомнил, что в июле канцлер Германии встречалась с украинским президентом, после чего отправилась с визитом в Вашингтон: «Скорее всего Байден поставил перед Меркель конкретные требования: что должен сделать Путин для того, чтобы «Северный поток – 2» начал работать и чтобы США не вводили санкций относительно его ввода в эксплуатацию». По мнению Огрызко, эти американские требования Меркель озвучила в Москве: «Выслушав Путина и поняв возможности для своего маневра, Меркель, безусловно, поделилась своим мнением с Зеленским. Но, думаю, она будет настаивать на том, чтобы те условия, о которых, собственно, она договаривается с Путиным, были приняты». Огрызко считает, что украинская власть может не согласиться с предложенными планами, если они требуют уступок в вопросах защиты национальных интересов Украины.
Судя по тональности киевской пресс-конференции, нечто подобное произошло. Отметим, что проблему «Северного потока – 2» Владимир Зеленский назвал «важным вопросом» переговоров. А «приоритетной темой», по его словам, стало мирное урегулирование в Донбассе. Хотя в июле канцлер Германии после встречи с украинским президентом упомянула «формулу Штайнмайера», в воскресенье в Киеве эта формула даже не упоминалась во время встречи с журналистами. Относительно переговоров по урегулированию Меркель признала: «Честно говоря, мы не продвигаемся вперед, как того бы хотелось». Она выразила заинтересованность во встрече лидеров государств в Нормандском формате, но отметила, что с организацией такой встречи есть проблемы. Отвечая на другой вопрос, канцлер Германии согласилась с позицией украинской стороны о том, что переговоры следует проводить именно с Россией, а не с ДНР/ЛНР.
В ходе пресс-конференции неловкий момент возник из-за того, что переводчик пропустил первый из двух вопросов немецкого журналиста. Меркель, слушавшая вопрос на немецком, ответила на вторую часть. Зеленский, в свою очередь, настоял на том, чтобы была переведена и первая часть вопроса. Оказалось, что речь шла о том, собирается ли Германия помогать Украине в развитии военно-морского флота. Зеленский, улыбнувшись, сделал пригласительный жест в адрес гостьи. Меркель вынуждена была отвечать, сказав, что лично не занималась этим вопросом, а также – что Германия, являясь членом НАТО, участвует в военных учениях с Украиной. Зеленский сделал акцент на этом вопросе: «Создание и усиление украинского флота необходимо для того, чтобы разблокировать Черноморский и Азовский регионы». Он заявил, что ставит задачу создать такой же мощный флот, какой был на заре украинской независимости, «при наличии которого Россия не смогла бы аннексировать украинский Крым». Зеленский отметил, что в создании такого флота Украине нужна помощь партнеров. Великобритания, по его словам, уже согласилась, с США вопрос будет обсуждаться в ходе визита президента Украины в Вашингтон 31 августа. О Германии в контексте создания флота Зеленский не говорил, но, отвечая на этот вопрос, напомнил, что украинская власть обращалась к немецкому правительству с просьбой о поставках оружия: «И в том или ином виде мы получили отказ».
Украинский президент много раз дипломатично повторил, что ценит поддержку Германии и лично Ангелы Меркель как в вопросах проведения реформ в Украине, так и в вопросах противостояния «российской агрессии». Однако общая атмосфера, царившая в Киеве, не свидетельствовала о по-настоящему теплых и дружеских отношениях. Иного и не ожидалось, с учетом того что Зеленский, общаясь с журналистами накануне визита Меркель, признал: «Я думаю, что сейчас непростая позиция у госпожи Меркель, потому что она действительно всегда очень хотела помогать Украине и при этом хотела сохранить отношения – хорошие, теплые или просто экономические отношения – с Россией…» Украинский президент сделал вывод, что «так не получится, невозможно усидеть, как говорится, на двух стульях. Тем более что, к сожалению, расстояние между этими стульями ежедневно увеличивается».
Политолог Владимир Фесенко, оценивая прощальные визиты Меркель в роли канцлера Германии в Москву и Киев, отметил в блоге, что «особых подвижек в переговорах по Донбассу ожидать не приходится». «Что касается переговоров о продолжении транзита российского газа через территорию Украины, то Путин явно начинает торги. В обмен на продолжение использования украинской трубы для транзита (скорее всего в минимальных объемах – около 40 млрд куб. м в год), он требует от Германии и Европы долгосрочных контрактов на закупку российского газа», – отметил эксперт. Он считает, что Киеву следует определить свою четкую позицию и не отступать от нее.