Политолог считает, что таким образом хотят за государственный счет построить свой бизнес по продаже российского угля в Китай
Об это она рассказала на «Это Москвы»:
М.Курников― На сайте «Эхо Москвы» вопрос от Анпекова: «Уважаемая Екатерина Михайловна, возможно ли сегодня с точки зрения урбанизации построить в Сибири огромный город и заселить его жителями, не прибегая к неразумным расходам на его строительства, не прибегая к жестокому насилию над населением?»
Е.Шульман― Малопонятен мне этот проект, эта идея, обсуждение вокруг нее. Хочется надеяться, что дело сведется к невинному распилу бюджетных средств, там много есть выгодоприобретателей
М.Курников― Боже мой! Наши надежды, да?
Е.Шульман― Пусть они поделят деньги и разойдутся, не обижают людей, не гоняют никаких спецпереселенцев никуда, и главное, не возводят бессмысленных сооружений, которые будут памятниками глупости нашей эпохи.
Города не образуются по чьему-то слову. Эта эпоха давно прошла. Нельзя стукнуть тростью и сказать: «Здесь будет город заложен». Это можно было делать при высокой крестьянской рождаемости, а также при крепостном праве. В отсутствии того и другого города растут там, куда люди едут за работой. Люди едут за работой, за инфраструктурой, за условиями жизни. Ни первого, ни второго, ни третьего на этих пространствах Сибири пока не видать.
Мне кажется, что эти разговоры, а также разговоры том, что хорошо использовать труд заключенных на великих стройках, они происходят от того, что есть план то ли как-то оживить БАМ, то ли построить какую-то новую ветку железнодорожную, которая будет возить уголь в Китай. Очень торопятся с этим, потому что уголь в Китай можно возить в течение ближайших 10 лет, а потом переход на зеленую экономику, который затронет всех, сделает этот процесс неактуальным. Поэтому, я так понимаю, нехитрая мысль состоит в том, чтобы за государственный счет и под предлогом того, что мы тут осваиваем Сибирь, протянуть эту ветку, 10 лет ее эксплуатировать, прибыль забирать себе, кто будет это все возить и продавать. А потом все это закроется. Денежки достанутся бенефициару, а железная дорога будет стоять пустой. Вот, мне кажется, что вся эта активность более-менее сводится к этому, а никаких заключенных, ни воображаемых комсомольцев там не появится.
М.Курников― Екатерина Михайловна, а почему не сказать просто, что мы строим железную дорогу, чтобы возить уголь в Китай, или у нас синофобия какая-то у людей?
Е.Шульман― А это не так романтично. Новые города… Опять же людям, состарившимся при советской власти почему-то кажется, что это ужасно всех увлекает: Мы тут построим новый город. Притом, что население Российской Федерации на то предложение немедленно говорит: «А давайте мы существующий город сделаем получше. Давайте мы откроем поликлинику лучше». Вот такая у нас неромантическая публика. Вот с ними приходится, понимаете, иметь дело. Совершенно никакого полета фантазии.
Но наши великие старцы, у которых все хорошо, они любят упираться взором своим в лазоревые дали грядущего.