«Песни невинности»
У нас в либеральном дискурсе недавно возникла тема «не причастного» российского народа.
Не так уж он и плох, как принято считать (утверждают блогеры): не мракобес, не ортодокс, не «богоносец», а скорее — гуманист. Вот только с государством этому народу «не везёт». Не будем путать (дескать) отношение к народу и стране с отношением к режиму (полицейскому, преступному и пр.).
Идея не-причастного (к делам государства) народа, образ народа-жертвы — имеет давние традиции в демократических кругах. В крепостническую бытность — этот взгляд имел определённые резоны. А известное чувство вины, свойственное либеральной общественности (в силу невозможности изменить народную судьбу) — прочно закрепилось в либеральном сознании, перекочевав в другую эпоху.
Между тем, народ как «жертва сталинизма» — тема для серьёзных размышлений, а не только повод к обличению системы. «Кто написал миллионы доносов?» — совершенно законный вопрос. Меня (припоминаю) в СССР окружали милейшие люди, включая коммунистов, с бытовым представлением о порядочности. Я не помню в своём кругу ни одного негодяя, фанатика или лжеца. Но это не мешало государству затевать оккупации и войны.
Народ не существует отдельно от системы. А тем более в мирную эпоху, при существующих — парламенте, выборах, интернете и открытых границах.
Вот уж где роль жертвы «народу-гуманисту» лучше не приписывать. Никто в лагеря не гонит, «тройками» не судит, интернета не лишает и забором страну не обносит.
Любой, кто хочет получить любую информацию, — её в России получает. Любой, кто задаёт себе разумные, моральные, насущные вопросы, — имеет все возможности найти на них ответы.
Какая ещё «жертва»? Какой там «пропаганды»? Война с Украиной на её территории — открытая информация. Ввод войск в соседнюю страну — ни для кого не тайна. Ликующее народное большинство (под 80%), одобрившее эту государственную политику, — не мираж ВЦИОМа, а реальность, данная любому в его бытовых ощущениях.
Любой из нас годами живёт в «крым-нашистской» среде, когда в глазах рябит от лент и в ушах звенит от имперских речей.
Прекрасный, гуманный, российский народ (не так ли?), — совсем «не мракобес», не шовинист, не циник, не имперец, не путинский холуй..
Попытка объявить народ невинной жертвой государства, отделить от режима, изобразить невинным стадом злого пастуха — не «прокатила» в годы денацификации в Германии (возили принудительно в Дахау, как миленьких, кормили в бесплатных столовых только после просмотра хроники зверств, вводили люстрацию и т.д.).
Немецкий народ (даже при наличии диктатуры) — не объявлялся «невинным» и нёс свою долю ответственности за преступления режима. Результат — хорошо известен. Осознавший собственную мерзость (пусть не сразу), народ вернулся в европейскую семью.
В пост-совке, к сожалению, этого не случилось. Никакого покаяния и самоосознания. Образ народа — «невинной жертвы» сыграл с россиянами злую шутку (точней роковую), определив наш путь к новому альянсу с преступным государством.
Ведь если это «прокатило» в годы краха СССР, — то почему не повторить и на закате путинизма? Россия — в белом, невинная жертва режима. («Не виноватая я, он сам пришёл»).
Вывод, в общем, прост. Чем больше либеральная общественность будет гладить россиян по голове, продвигая тезис об «отдельности» народа от мерзостей режима, — тем быстрее сам народ сольётся с новой диктатурой в объятиях любви.
Чем охотней мы будем списывать на «придворную социологию» (а то и её «отсутствие» при диктатуре) настроения «путинского большинства» (отказываясь давать ему моральную оценку), — тем худшую услугу ему окажем.
Если это нас устраивает, то давайте и дальше петь романсы русскому народу — жертве злого путина. Мол, да, — «не повезло народу с государством».. А то бы мы сегодня.. О-го-го..
оригинал — https://www.facebook.com/alexandr.hotz/posts/1287333798072963
автор — Александр Хоц