На прошлой неделе, 21 мая, в очередной раз, совершенно незамеченной прошла очередная годовщина окончания Кавказской войны. Мало кто в современной России знает, что за этим, почти будничным названием из школьных учебников скрывается один из крупнейших геноцидов в истории человечества. Можно сказать, что до Холокоста — геноцид кавказских народов был вторым по масштабам в истории, после геноцида американских индейцев. В результате военного завоевания Северного Кавказа Российской Империей было истреблено не менее 50% его населения; сотни тысяч были изгнаны на чужбину. Между тем, война, которая официально закончилась 21 мая 1864 года, на самом деле полностью не прекращалась никогда: каждый раз, когда центральная власть слабела – кавказцы делали попытки вырваться из имперских объятий. Это было и в 1917-1918, 1941-1942 годах и, конечно, в 90-е годы. Сегодня, когда нарастание кризисных явлений в путинской России становится видно невооруженным взглядом: очевидно, что Кавказ – потенциально является одной из главных болевых точек режима. В этой связи мы решили обратиться за комментарием к Аврааму Шмулевичу (одному из признанных экспертов по межнациональным проблемам на постсоветском пространстве), чтобы задать ему несколько вопросов относительно перспектив обретения независимости народами Северного Кавказа. Беседа была записана как видеоинтервью, краткое содержание которого изложено в тексте ниже:
Прежде всего, Шмулевич ответил, что, в отличие от конца 80-х, начала 90-х годов, в настоящий момент на Кавказе не существует ни одного проекта (за исключением исламского), который можно было назвать реальной альтернативой существующей власти Москвы. Нет массовых, светских политических движений, которые ставили бы своей целью получение государственной или политической независимости в той или иной форме.
В то время как, ислам, по мнению эксперта – является одним из факторов, препятствующих обретения независимости Кавказа. Прежде всего потому, что идея исламского Кавказа никогда не получит поддержки со стороны Запада, который, перспективе получить, конролируемый исламистами «имарат», скорее предпочтет сохранение status quo — с Россией удерживающей Северный Кавказ в своих границах.
Особо отметил эксперт и тот факт, что чеченцы, по его словам «очень сильно подпортили ситуацию тем», что фактически получив государственную независимость в 90-е годы, не смогли построить у себя «стабильное и некриминальное общество». По словам Шмулевича, второй ошибкой чеченского антиколониального движения, которое при Дудаеве выдвигало лозунги национального освобождения, и декларировало своей целью построение демократического государства, стало то, что оно перешло под знамена Ислама и религиозного радикализма и, в конце-концов, стало ориентироваться на Аль-Кайду (возможно и не без помощи российских спецслужб, понимающих, что такая трансформация полностью лишит чеченскую борьбу с Россией поддержки мирового сообщества). С момента окончания второй чеченской войны – исламский вектор не изменился. Эксперт приводит в пример тот факт, что сейчас на западе живут от 300 до 400 тысяч чеченских эмигрантов, но среди них мы не видим никакого светского политического движения. Чеченцы видят себя, прежде всего, мусульманами. Более того — представители чеченской диаспоры на западе массово вступают в ИГИЛ. Эксперт приводит в пример недавнюю демонстрацию чеченцев в столице Австрии Вене против нарушения прав человека в кадыровской Чечне, точнее тот факт, что эту демонстрацию они устроили в виде «Дуа» (публичная мусульманская молитва). По мнению Шмулевича: подобное поведение — не только не способно вызвать желание европейцев помогать чеченцам в их освободительной борьбе против Кремля, но скорее наоборот может вызвать обратную реакцию.
«Позиционирование чеченского и ингушского движения, в качестве исламского, привело к тому, что не стоит ожидать какой-то серьезной поддержки этому движению со стороны западного сообщества», — подчеркивает эксперт.
Общую позицию коллективного Запада по отношению к идее независимого Кавказа по словам эксперта сегодня можно выразить словами: «пусть русские сами с ними разбираются», что в корне отличается от того, что было в 90-е годы. Причина этого — Ислам. «Лучше Кадыров, чем Имарат Кавказ, ИГИЛ и все эти кавказские боевики, которые тысячами воевали и воюют в Сирии и Ираке». В этом смысле – если не будет отказа от исламской идеологии и не будет возврата к светским политическим движениям, то никакой помощи извне Кавказу против российского колониализма оказана не будет – уверен Шмулевич. «Чтобы что-то пришло на место Кремля на Кавказа – там должен быть выработан какой-то политический проект», — резюмирует он, подчеркивая, что в глазах мирового сообщества колониальной власти Москвы на Кавказе, на сегодняшний день просто нет альтернативы.
При этом не стоит недооценивать прочность модели, построенная постсоветской номенклатурой на Кавказе, построенной так, чтобы стравливать между собой различные кавказские народы и их элиты; намеренного подрыва экономики региона с целью выдавливания населения, особенно молодежи с Кавказа чтобы по возможности максимально обезлюдить этот регион, попутно ассимилировав выехавшее в Россию население за несколько поколений. «Кавказ должен быть ассимилирован» — так Шмулевич формулирует стратегическую задачу по «культурному геноциду», которую ставит себе Кремль в регионе.
И, как подчеркивает эксперт, если бы Путин не пускался бы в разного рода внешнеполитические авантюры, не раздражал бы могущественных внешних игроков, то можно было бы с уверенностью говорить, что путинский режим просуществует достаточно долго. Эксперт приводит в пример СССР, или «какую-нибудь Албанию», которая боролась с мировым империализмом, но при этом никак к этому империализму не лезла. Однако, неадекватная внешняя политика российских властей, в сочетании с существующими болевыми точками режима резко увеличивают вероятность коллапса системы. Так как существует масса факторов которые могут привести к серьезной нестабильности и даже взрыву, который может привести к тому, что Россия, в конечном итоге может оставить Кавказ.
«Почти всегда в истории уход империй из своих колоний был не результатом внутреннего сопротивления, а решением элиты метрополии, которая по тем, или иным причинам приходит к выводу, что содержание колонии обходится слишком дорого. Тоже самое может произойти и в России», — считает Шмулевич.
На вопрос, заданный нашим корреспондентом о том — какова будет судьба Кавказа в случае ухода России: можно ли ожидать возрождения региона, или наоборот, начнется война всех против всех, — эксперт ответил, что – либо сработают все «мины», которые были заложены в регионе Россией, начиная еще с царских времен, и на Кавказе вспыхнет межнациональный и межрелигиозный конфликт, либо (если найдутся грамотные лидеры), будет найден способ избежать данного сценария. Шмулевич приводит в пример тот факт, что после падения Российской Империи в 1917 году серьезных конфликтов на Кавказе не было – тогдашние лидеры каким-то образом смогли договориться.
Кроме того в обширном интервью, которое длилось почти 40 минут эксперт затронул вопросы и политической ситуации в России в целом. Полностью с его содержанием можно ознакомиться в этом видео.