«Сапёр для чайников»

Пока общественность целиком погружена в разбор персонального дела господина N (как-то сложилось чередой — Немцов-Носик-Навальный), Росфедерация стремительно несётся к самому серьёзному за последние годы кризису в национальных отношениях. И это не проблема Чечни, хотя два эпизода с массовыми внесудебными казнями, по моему мнению, должны быть сравнимы с одним, даже самым резонансным убийством одного из лидеров либеральной оппозиции. Это — проблема статуса Татарстана.

Сейчас особый — «договорный» статус республики — по большей части почётный реликт ельцинского предвыборного манифеста «берите суверенитета — сколько сможете унести» (его смысл был такой — кормить и опекать не можем, выкручивайтесь сами, но руки вам развязаны). Такое повышенное уважение ко второму в Эрэфии народу — порядка пяти с половиной миллионов. Это не считая «благоприобретенный» крымскотатарский народ и тех татар, которых вынудили записаться в иные «титульные народы»…

Дело в том, что когда руководство Татарстана «задвигало» татарские национальные движения, оно компенсировало этим явным обещанием тем, что само позаботиться о правах и интересах татарского народа. Лишение Татарстана пусть и символического, но эксклюзива, все эти обещания дезавуируют. Тем самым, пружина оппозиционного национализма получает повод и предлога разжиматься.

Особый статус, например, имеют Баварское Свободное государство в ФРГ и штат Техаса — в Америке. В Баварии отличий от статуса других федеральных земель практически нет. Но её особость — это и понимание, что Бавария всегда была вторым «полюсом» германской нации — католическим — по сравнению с протестантской Пруссией, и дань признательности баварскому королю, который не только поддержал императорский статус своего исторического соперника — берлинского короля, но и сделал его возможным, послав свою, очень неплохую армию против Наполеона III.

В Техасе отличие проявляется в том, что вся государственная земля (и недра) принадлежат штату, не оставляя ничего для «общефедеральной» собственности. Это — дань тому, что Техас — независимое, войной выделившееся из Мексики государство (пустынные территории этих бывших испанских владений были заселены переселенцами из Западной Европы, культурно ассоциирующимися себя с Соединёнными Штатами), которое добровольно вошло в Америку.

Особый статус Татарстана — это и напоминание о том, что только взятие Казани дало право московским великим князьям претендовать на царский титул, на то, что так возвеличенные ныне Рюриковичи и Романовы титуловались царями Казанскими и Астраханскими…

Это и память о расстреле в 1921 году татарского большевистского руководства за отстаивание идеи сделать Татарстан союзной республикой (интернационализм тоже должен быть без фанатизма — кто бы позволил разрезать РСФСР пополам по Волге; а там и сибирские областники могли заявить, что с удивлением узнали, что их край является Россией, ДВР же ещё было суверенной).

Проблема вкладыша на татарском языке в паспорта необычайно важна как символ.
39 лет назад тысячи студентов вышли на демонстрации в Грузии при одном намёке, что в новой конституции республике грузинский язык не будет назван государственным. Все понимали, что фактически ничего не измениться, но им было необходимо формальное признание того, что грузины — отдельная нация со своим государством, а не часть «советского народа».
В декабре 1986 года взорвался Казахстан — назначение решением ЦК КССС первым секретарём (т.е. проконсулом имперской провинции) русского Колбина вместо своего Кунаева слишком откровенно нарушило сложившуюся иллюзию собственного национального государства, пусть и автономного.
Хотя все знали, что новая метла (фактически Ельцин эпохи московского горкома, кстати, они приятельствовали) поможет разогнать царство клановости и повальной коррупции — и она, между прочим, начала.

Мы подошли ровно к тому, на чём запнулся закон о российской гражданской нации — в Эрэфии нет ощущения единой нации.
Есть концепция русский народ и этнические меньшинства (1/4 от общего населения).
Есть концепция союза русского и других народов.
Вкладыш — это маркер государственности. Атрибутом государственности является нация.

Дальше идут развилки: в Татарстане — татарстанская нация с тремя доминирующими этническими компонентами — татарской, русской и чувашской, или — татарская нация и два основных национальных меньшинства — русские и чуваши.
Весь этот «клубок кобр» дремал себе под просвещённым этнократическим руководством Шаймиева и его группы, шла ползучая русификация чувашей и также ползучий переход татарского этнического возрождения в формы политизированного исламизма (с чем нещадно боролись испытанным методом — поголовным зачислением религиозных диссидентов в одну из неназываемых организаций).
Татарстан пока спокойно принял унизительный запрет* на латинизацию письменности, который отсёкает его от тюркоязычного мира, сплошь перешедшего на латиницу. Но всё идёт в копилочку…

Никакой единой российской нации нет, и уже не будет.
Есть русские, а также обрусевшие и необрусевшие народы.
Власти одной рукой искореняют русские националистические оппозиционные движения, а другой — неуклюже подталкивают к русификации, при этом формально защищая федерализм и мультикультурализм.
И вот теперь Кремль — под радостные экстатические вопли неоимперцев — лишит Татарстан статуса государства-нации. Храбрые люди…
______

* Огромное удовольствие мне доставляют испуг, с которым реализаторы решения Конституционного суда имени Зорькина о правомочности кириллической унификации (как гаранте целостности культурного пространства Эрэфии) остановились перед идишем — титульным языком Еврейской Автономной области.
ЕАО — единственная такая область РСФСР не стала республикой, потому что решили, что название Еврейская республика — будет чересчур (как в шуточной песне про угонщиков самолёта, которые отбились от обвинения в попытке заставить лететь в Израиль, доказав, что летели в Биробиджан, именно его называя еврейской страной), но и перевод идиш на кириллицу тоже сочли чересчур. Поэтому сейчас целостность культурного пространства Эрэфии нарушает только немецко-еврейский язык. Вот так всегда — хоть что-нибудь, да сделают! Эти два братских народа…

оригинал — https://www.facebook.com/ihlov.evgenij/posts/1774396665908817

автор — Евгений Ихлов