На идеологическом фронте без перемен.
Ожесточенные сражения разворачиваются вокруг фильмов, спектаклей, выставок и памятников.
Запретить — разрешить, пригласить — отменить, наградить — осудить…
Не спорю, все это для кого-то значимо, актуально и интересно.
Но куда более насущные вопросы вызывают значительно меньший отклик в нашем обществе.
По крайней мере в его образованной части.
Зарплаты и цены, налоги и тарифы, образование и медицина, дороги и экология — куда ни кинешь взгляд, везде масса проблем.
И все эти темы прямо и непосредственно касаются каждого из нас. А обсуждаются мало и вяло. Особенно в соцсетях.
Даже такая вопиющая проблема, как неправосудное правосудие (простите за оксюморон) давно уже не вызывает особых эмоций.
Создается впечатление, что идеологическая борьба в России сосредоточилась главным образом в сфере символического.
Как во времена великих расколов и религиозных войн. Двоеперстие или троеперстие, квасной или пресный хлеб, посолонь или противосолонь…
Когда-то из-за этого миллионы готовы были идти на смерть.
А сейчас из-за чего «кипит наш разум возмущенный»? Неужто из-за Матильды с Калашниковым?
Но наши предки поголовно верили в загробную жизнь, считая жизнь земную лишь подготовкой к истинному существованию в Духе.
А во что верим мы? В возрождение православного царства? Или во всемирное торжество политкорректности? И так ли уж истово?
Как говорил известный киногерой: «Меня одолевают смутные сомнения».
Нет, я вовсе не утверждаю, что все эти битвы вокруг символов кем-то инспирированы, дабы «отвлечь массы от классовой борьбы».
Отвлечь от насущного можно на время, а эта историко-культурная вакханалия началась не вчера и, судя по всему, закончится не завтра.
К тому же войны вокруг символов потрясают не только наше отечество — вон как США лихорадит.
Так что эти процессы, видимо, носят объективный характер. Но за Америку пусть думают американцы.
А где же наша собака порылась?
Может быть дело в том, что многие «творцы контента», как люди достаточно обеспеченные, могут позволить себе «воспарить» ?
Но ведь не все же. То же относится и к читателям. Многим ли удалось отхватить свой миллиард?
Нет, здесь что-то другое. Не знаю, как это кратко сформулировать. Наше общество, кажется, разуверилось в возможности подлинного социального прогресса.
Слишком сильной оказалась череда стрессов, через которую нам пришлось пройти: от шоковой терапии в экономике до шока от «рокировочки», от расстрела парламента до череды гибридных войн. Как выяснилось (или как показалось) — от рядового гражданина в реальности почти ничего не зависит.
Он вынужден приспосабливаться к государству почти так же, как заяц приспосабливается к соседству с лисой — пассивно выживать.
Хотя, если имеешь длинные ноги и чуткие уши, жизнь не так уж и плоха.
Но мы же люди! Нам мало сочной травы и свежих побегов кустарника. Мы (хотя бы некоторые из нас) нуждаемся в самоуважении. А как его достичь, регулярно закладывая от страха уши на спину? Всерьез бороться за общий лес с лисой и волком мы не в состоянии, к тому же это противоречит нашей вегетарианской природе. Остается два выхода: бежать (с трудно предсказуемым результатом) в соседний лес или сделать вид, что есть на свете вещи поважнее лис и волков — духовные ценности. Тут открывается захватывающая перспектива вождения хороводов в разные стороны, игр в пятнашки и даже боксерских поединков передними лапками. А если разбиться на команды, то разнообразие коллективных игр на свежем воздухе возрастает на порядок.
Разумеется, это социально-психологическая зарисовка носит шуточный характер. Но в каждой шутке, сами понимаете…
Возвращаясь в русло серьезного разговора: в такой ситуации остается предполагать, что интенсивность и ожесточение символических войн со временем будет только нарастать. Хотя бы потому, что объективные социально-экономические проблемы, от которых мы прячемся в символическом пространстве, сами по себе не рассосутся.
Скорее наоборот, они имеют тенденцию к обострению. Не берусь предсказать, во что это в конечном счете выльется, хотя ощущения тревожные.
оригинал —https://www.facebook.com/ivkonstant/posts/1662032610530597
автор — Илья Константинов