Облико морале! Ферштейн?
Помните эпизод с проституткой в «Брильянтовой руке»: «Руссо туристо облико морале! Ферштейн?»
И гордо вскинутая голова Андрея Миронова.
Последнее время все чаще вспоминаю эту сцену. Включишь, не дай бог телевизор — сплошной облико морале!
Да еще с такими физиономиями, что сразу хочется удавиться.
Врубишь радио, возьмешь газету — то же самое, правда, лиц моралистов не видно, но их нетрудно себе представить по аналогии с говорящими головами из телевизора.
И оппозиционные СМИ не спасают: темы те же, что и в телевизоре, такой же пафос морального негодования, только с противоположным знаком.
Что сказал мальчик, как вел себя артист, можно ли измазать краской памятник, что делать с мемориальной доской.
И опять мальчик, артист, режиссер, писатель… как они посмели, да они правы на все сто, ату их, осанна им…
Такое впечатление, что попал на комсомольское собрание 70-ых, где разбирают аморальное поведение девицы не слишком строгих нравов. Только нынешнее собрание, в отличие от советских времен, разделилось на два: одно в актовом зале, другое в курилке, одно осуждает, другое восхваляет.
Иногда от всего этого пафосного гвалта к горлу подступает тошнота. Откуда взялся этот бетонный ригоризм оценок? В каких монастырях воспитывали всех этих современных Савонарол и Аввакумов? Почему их так много? Откуда такая вера в собственную непогрешимость?
А если этой веры нет, а есть только бизнес (и ничего личного), то почему никто не рассмеется им в лицо, или хотя бы не ухмыльнется в кулак?
Помню в 70-ые разбор на собрании морального облика одного комсомольца:
— Говорят, вы изменяете жене? — грозно хмурит брови председательствующий.
— А, что, нельзя?
— Разумеется, нельзя.
— Тогда больше не буду, честное комсомольское!
Председательствующий косит глаза, скрывая улыбку, по залу разносится приглушенный смешок.
Отвратительный пример двоемыслия, — скажите вы. Не спорю. Двоемыслие, цинизм, лицемерие — все эти термины в данном случае вполне применимы.
Но и спасительная для маленького человека смеховая культура. И моральный релятивизм, как первая неизбежная стадия движения к внутренней свободе.
Куда все это делось, даже элементарное чувство юмора? Почему повсюду такие серьезные, постные, окаменевшие в праведном негодовании лица?
Так проявляется холодная гражданская война? Но нельзя же с таким пафосным видом годами перебрасываться ругательствами.
«Кто из вас безгрешен, пусть первым бросит в нее камень».
Но в эпоху всеобщего смягчения нравов камнями бросаться, вроде, не комильфо. Тогда — ругательствами и оскорблениями. Видно все безгрешны, раз летит нескончаемый поток обвинений во всех смертных грехах.
Да, я и сам бываю резок на слово, а ведь можно и улыбнуться иногда. Так мне кажется. Потому, что в войне двух альтернативных комсомольских собраний не будет найдена истина.
Истина любит тишину и вскармливается самоиронией.
Хотя, кто знает, может быть ригоризм сегодняшних дискуссий (показной ригоризм, ибо слишком много честолюбия в речах одних и алчности в глазах других), может быть, он и является предвестником нового состояния социума? Новой нравственности, свободной от лицемерия и цинизма?
Может быть, нам на смену идет поколение прямодушных, которое выкорчует наше исконное злословие и расчистит пространство для открытого и политкорректного общества? В котором лев будет облизывать ягненка.
Поживем, увидим. Но пока маленькое пожелание: поменьше энтузиазма, несгибаемые метатели фекалий.
Кстати, сегодня чуть ли не единственный на моей ближней памяти день, когда лента ФБ объединена искренним сожалением о смерти достойного певца и человека. Непривычно…
оригинал — https://www.facebook.com/ivkonstant/posts/1723035074430350
автор — Илья Константинов