Биография Мусаба аз-Заркави, человека, стоящего у истоков ИГИЛ
Сегодня, наряду с украинскими новостями, из далекого Машрика, приходит все больше вестей о набирающем силу Исламском Государстве. Угроза, исходящая от боевиков ИГИЛ становится настолько серьезной, что ставит на одну сторону самых заклятых противников. Иран и США, ЕС и Сирия, Хезболлах и курды объединяют силы, чтобы уничтожить салафитов. Но на фоне громких заявлений и показательных авиаударов, теряется вопрос о том, как вообще получилось так, что иракское отделение Аль-Каиды, будучи далеко не самым сильным, и занимающиеся в основном карательными акциями против других мусульман, стало мировой угрозой. На этот вопрос можно попытаться ответить заглянув в историю ИГИЛ.
Арсений Шипеленко
Как известно, у всего есть отцы основатели. У фирм, у тайных обществ, у государств, в конце концов. Есть они и у террористических группировок. С рассказа о таком отце — основателе мы и начнем наше повествование о самой могущественной исламистской организации. Соратники называли его Мусаб аль-Заркави. Этот человек, долгое время был вторым в списке врагов США после Осамы бен-Ладена. За его голову назначали огромные суммы денег, а неподтвержденные связи между ним и Саддамом Хуссейном стали одним из официальных поводов для вторжения США в Ирак.
Становление террориста
Родился он в Иордании, 20 октября 1966 года в городе Зарка, в честь чего позже и взял себе псевдоним Мусаб аз-Заркави (дословно «из Зарки»). Предположительно, его звали Ахмад Фадыль аль-Назаль аль-Халейла. Его отец был армейский офицер родом из привилегированной народности бедуинов. (Иордания, созданная в 1921 году британцами, управляется бедуинской династией Хашимитов. Арабам здесь запрещено служить в армии, поскольку, будучи национальным большинством, получив оружие, они легко бы свергли бедуинов составляющих всего 25% населения).
Когда Ахмад аль-Халейла был еще ребенком, разразилась разгромная для мусульман Шестидневная война, поражение кадровых арабских военных в той войне дало моральную индульгенцию террористам и «борцам за свободу» в глазах простого народа.
К слову, именно в те дни взошла звезда Ясира Арафата. Маленький Ахмад, не учившийся в школе и большую часть дней проводивший на улице в играх с детьми палестинских беженцев, очень близко воспринимал речи ораторов призывавших бороться с иудеями. В это непростое время кумирами будущего террориста становятся радикалы, борющиеся за освобождение Палестины от израильского владычества.
В возрасте 17 лет у «человека из Зарки» умирает отец, бывший ему единственным авторитетом, и молодой, необразованный иорданец начинает самостоятельную жизнь в качестве мелкого преступника. Впрочем, хулиганства продолжаются не долго. Уличные проповеди салафитских священников находят отклик в душе будущего террориста, и вскоре он завязывает с криминалом. Ахмад устраивается на работу в муниципалитет и женится на одной из своих кузин. Но спокойная жизнь длится не долго. Почти сразу после рождения первенца аль-Заркави отправляется в Афганистан, где догорает пламя войны между Советской Армией и моджахедами. Там в тренировочных лагерях, и на полях сражений, Ахмад и получает свое прозвище, под которым его будет знать весь мир. Вскоре советские войска выводятся, и большая часть талибов отходит в Пешавар. В Пакистане Ахмад знакомится с Мухаммадом аль-Макдиси, земляки быстро находят общий язык и решают продолжить джихад уже в родной стране, направив острие борьбы против светской иорданской монархии и Израиля. Для этих целей была создана организация «Бай-ят аль-Имам» («Дом имама»), занявшаяся вербовкой набравшихся опыта в войне с «шурави» иорданских салафитов.
Возвращение домой и тюрьма
После взятия Кабула исламистами, в Западной Азии для Заркави не остается больше дел, и он возвращается домой. На родине, молодой салафит начинает вести открытую оппозиционную деятельность, критикуя хашимитский режим и поддерживающее его ханафитское духовенство. Не ограничившись критикой, Мусаб готовиться к более радикальным проявлениям недовольства. Но его деятельность не остается незамеченной и сотрудники иорданского мухабарата задерживают будущего крестного отца ИГИЛ и находят в ходе обыска его дома тайник с оружием и самодельными взрывными устройствами. Суд приговаривает несостоявшегося террориста к 15 годам лишения свободы. В одной тюрьме с аз-Заркави оказывается и аль-Макдиси, и не теряя времени соратники быстро развертывают систему вербовки новых последователей: Макдиси читает проповеди заключенным, в то время как Ахмад обеспечивает ему силовую поддержку. Параллельно с этим, «Человек из Зарки», будучи почти неграмотным, начинает учить наизусть Коран. Вскоре из-за растущего авторитета Заркави и собственных слабых ораторских способностей Мухаммад аль-Макдиси оказывается оттесненным на второй план, и Абу Мусаб берет в свои руки управление ячейкой исламистов в тюрьме. Среди его последователей вводится единая униформа, состоящая из широкого афганского халата, черной шапочки, бороды и короткой стрижки. Запрещается чтение светской литературы и просмотр развлекательных программ. В это же время окончательно формируется личность Заркави, он проявляет себя яростным фанатиком, и ставит «барадари» (братство джихадистов) выше собственной семьи, что дорого ценится на Востоке. Жестокое отношение к инакомыслящим, компенсируется у него отеческой заботой по отношению к соратникам.
Образование «Аль-Таухид валь-Джихад»
Спустя пять лет после приговора, аз-Заркави выходит из тюрьмы по амнистии, объявленной по случаю восхождения на престол нового короля Иордании Абдуллы. Фанатичный исламист, недолго думая благодарит за свое освобождение попыткой подрыва туристических отелей в канун нового тысячелетия. Но, полиции удается предотвратить теракт и разговорить исполнителей, которые сдают своего лидера. Впрочем, самого Мусаба в Иордании уже нет. Вместе с больной матерью он отдыхает в Пешаваре, где узнает о новом приговоре. Через некоторое время, мать террориста уезжает домой, но сам аз-Заркави остается в Пакистане, справедливо опасаясь нового заточения на родине. В Пакистане его арестовывает уже местная полиция и «мягко» намекает на необходимость покинуть страну. 33-х летний иорданец подчиняется требованиям и через Зону Племен переходит границу с Афганистаном, где сдается пограничному патрулю талибов. Первым же требованием задержанного становится просьба отвести его к Усаме бен-Ладену. Как ни странно, но талибы выполняют его просьбу и отводят сыплющего цитатами из Корана иорданца в Кандагар, где располагается резиденция главы Аль-Каиды. В разговоре с «террористом №1», Абу Мусаб аз-Заркави убеждает Бен-Ладена помочь ему в деле свержения иорданской монархии. Вскоре под Гератом открывается лагерь подготовки бойцов, где террористов обучают ведению городской герильи. Боевиков вербуют, в том числе и в европейских мечетях, из числа бежавших из родных стран салафитов; из Грузии, где в Панкисском ущелье был расположен еще один филиал Аль-Каиды, прибывают специалисты, чьей сферой деятельности является применение химического оружия. Но самым главным успехом аз-Заркави на этом этапе является вербовка на свою сторону нескольких сотрудников иорданских спецслужб. Новая террористическая сеть была названа «Аль-Таухид валь-Джихад» — «Единобожие и Джихад». Её ячейки, как споры ядовитой грибницы разлетаются по крупнейшим европейским странам. Организация активно развивается на протяжении двух лет, пока в феврале 2002 в Турции не арестовывают трех террористов, планировавших подрыв синагоги в Стамбуле. Еще 8 человек спустя пару месяцев задерживают в Германии по подозрению в подготовке аналогичных нападений на еврейские объекты. США и Европа надавливают на Иран, через который боевики проникали в Афганистан из Европы, и коридор для террористов вскоре закрывается.
Переезд в Ирак и образование Совета Шуры Моджахедов (будущего ИГИЛ)
Вынужденный искать новое убежище аз-Заркави, перебирается в Ирак, где разворачивает сотрудничество с курдскими радикалами из «Анвар аль-Ислам». Большое количество безработных иракцев, с опытом боевых действий против иранской или советской армий, активно вступают в «Таухид». Укрепившись на севере, Мусаб совершает поездку по Ираку, посещая основные суннитские центры, чтобы приготовить сопротивление американцам в случае их вторжения. После чего работает в Сирии над открытием каналов переброски боевиков из Европы на Ближний Восток и обратно. Неизвестно успел ли он выполнить все то, что хотел, но вскоре НАТО начинает вторжение в Ирак, и Заркави приходиться начать войну.
Начав «освободительную» войну в Ираке, Заркави поставил перед собой 4 цели: выгнать из страны международные организации, запугать оккупационное правительство, прекратить поток гражданских специалистов и, самое важное, спровоцировать религиозную войну внутри ислама. Конфликт между шиитами и суннитами, очень долгое время находился в спячке. Представители двух мусульманских конфессий относились друг к другу вполне дружелюбно. Так, например, в ходе гражданской войны в Ливане, шиитская Хезболла и суннитская Организация Освобождения Палестины действовали совместно против христиан и ЦАХАЛа.. Заркави же поставил своей целью разжечь внутренний исламский конфликт вновь. Надо отметить то, что это шло в разрез с официальной линией Аль-Каиды, до этого пользующейся репутацией объединяющей мусульман организации. Но зато было в интересах Ирана. Во время ирако-иранских войн, руководители исламской республики надеялись на то, что находящиеся в меньшинстве шиитские массы Ирака, поддержат шиитский Иран в войне с Саддамом и позволят осуществить экспорт исламской революции.
Этого не произошло, шииты Ирака выступили единым фронтом с суннитами против иранского вторжения. Деятельность же Заркави прямо толкала шиитов Ирака в объятия Исламской Республики, не оставляя им другого выбора.
В 2003, во время войны аз-Заркави встречается в Иране с Саиф аль-Аделем (он же Муххамед Ибрагим Макави). И по итогам встречи становится эмиром Аль-Каиды в Ираке. В 2006 на базе Аль-Каиды в Ираке создается Совет Шуры Моджахедов. Фактически, именно тогда родилось то, что мы сегодня называем ИГИЛ.
Абу Мусаб аз-Заркави погиб, не дожив 8 лет до триумфа своего детища. В июне 2006 года, американский истребитель-бомбардировщик F-16 в семи километрах от Баакубы, произвел бомбометание в неприметную постройку, где находился лидер террористов со своей молодой женой и ребенком. Бомба точно попала в цель и жизнь «лучшего врага Америки» оборвалась. Американцы тогда объявили эру «после Заркави» и рассчитывали на скорое поражение восстания. Вот только, к сожалению, они не учли, что в сражении с исламистской гидрой, просто рубить головы бессмысленно.
Ведь хтонические монстры порожденные древними архетипами, так просто не умирают.
Арсений Шипеленко для Русского Монитора