1 сентября 1836-го в Вятке умер Соломон Додашвили — просветитель, революционер и основатель современной грузинской философии.
Его взгляды — и философские и политические — сложились, когда он ещё учился в Петербургском университете. А годы его учения пришлись на время подготовки, восстания и расправы над декабристами. Сам Соломон Додашвили декабристом не был. Но знал многих из них, был сторонником их идей, причём наиболее радикальных.
Вернулся в родную Грузию он уже с чётко сложившимся мировоззрением, активным пропагандистом европеизма в Грузии. В нём он видел средство сохранения национальной идентичности и последовательно развивал идею о том, что единственный путь достижения свободы — это национальное сплочение всех грузин и возвращение Грузии в европейскую цивилизацию.
Он выступал за развитие грузинского языка и образования народа. «Мы стремимся, — говорил он ученикам, — достичь былой славы и сравняться с наиболее развитыми европейскими странами. В вашей храбрости, вашей любви к овладению мудростью я вижу залог процветания нашей родины». А учениками его были писатель Дмитрий Кипиани и замечательный грузинский поэт Николоз Бараташвили.
Вполне очевидно, что эти взгляды привели его в ряды заговорщиков, ставивших целью свободу и независимость Грузии.
Этот заговор зародился в среде грузинских дворян, живших в Петербурге. После восстания декабристов. Мысль о национальном восстании показалась реальной и вскоре его центр переместился в Грузию. Как и декабристы, грузинские революционеры не были идеологически едины. Большинство склонялись к конституционной монархии. Вторая, меньшая часть во главе с Соломоном Додашвили, настаивала на демократическом парламентском государстве. И именно Додашвили стал идейным руководителем заговора. Он же выполнял важнейшие организационные функции, осуществляя связи между группами заговорщиков Тифлиса, Петербурга и Москвы.
В 18322-м заговорщики были арестованы, не успев привести в исполнение свои замыслы. Большинство полностью признали вину и дали показания против себя и товарищей, рассчитывая облегчить собственную участь. Всего было схвачено 145 человек, но многих освободили ещё во время следствия. Почти все, благодаря дворянскому статусу, отделались мягким наказаниями и вскоре даже вернулись на царскую службу.
Соломона Додашвили среди них не было. Его и его тёзку, поэта Соломона Размадзе приговорили к вечной ссылке. После полутора лет заключения два лучших представителя грузинской интеллигенции — Соломон Додашвили и Соломон Размадзе — навсегда покинули родину. Размадзе до конца жизни оставался в Пензе, а Додашвили вместе с женой Элене Кобиашвили отправили в далёкую Вятку. Строго запрещена публикация его произведений и даже упоминание его имени.
В Вятке Додашвили познакомился с Герценом, тоже отбывающим ссылку. Они даже служили в одной канцелярии. Додашвили умер в возрасте 31 года. Практически на руках у Герцена.
В 1994-м прах Соломона Додашвили перенесён из Вятки в Тбилисский пантеон Мтацминда.
Российская империя превратила свою культуру в единственный источник европеизма в Грузии. То же самое пытается теперь повторить Путин руками Иванишвили и подконтрольной ему «Грузинской мечты». Начало было положено давно, но резко набирать обороты прокремлёвская политика начала после принятия «закона об иноагентах». Теперь, по примеру Путина, «мечтатели» вознамерились менять конституцию. По их задумке, в новом основном законе будет прописан запрет оппозиционных партий и приоритет неких традиционных ценностей, по сути — это отказ от европейского пути.
Ещё одна новация — сделать православие государственной религией, то есть превратить её в госидеологию. А там уж недалеко до того, чтобы и вовсе сделать грузинскую церковь экзархатом РПЦ. Понятно, что патриархат сопротивляется. Лишь в 1943-м автокефалия грузинской церкви была признана Московским патриархатом, и только в 1990-м — Константинопольским патриархатом. Никакие деньги, сулимые «Грузинской мечтой», не заменят совсем недавно обретённой свободы. А в том, что свободы не будет патриарх не сомневается.
Иванишвили — пока ещё в завуалированной форме — говорит о «восстановлении территориальной целостности мирным путём», чтобы соответствовать «новой реальности». Проще говоря, передать под путинский протекторат Абхазию и Южную Осетию. Именно так надо понимать инициативу «Мечты» по установке памятника царю Ираклию II, который положил начало поглощению Грузии российской империей.
Но Сакартвело обязательно вернётся в семью европейских народов и тогда воздаст Соломону Додашвили. Ведь ему удалось сделать почти невозможное — собрать растерянные интеллектуальные силы, расширить политическую и культурно-просветительскую деятельность и пробудить национальное самосознание грузин. Поколение, воспитанное Соломоном Додашвили, взяло на себя руководство национальным движением на основе заложенной им национальной идеологии. Которая была развита и воплощена в теории «общей почвы» Ильи Чавчавадзе.
От основания страны мы имели свои законы, свою религию, свой язык и свои обычаи, всегда имели своего правителя и никогда ни от кого не зависели и не были рабами. А голос, имя и храбрость наших предков всегда отзывались эхом во всём мире. Они всегда побеждали своих врагов.
Разве мы не дети своих родителей? Неужели мы уже не в состоянии защитить и сохранить свою родину? Разве у нас уже нет такой же силы и мужества, как у наших отцов?
Так для чего же мы живём?
Так говорил Соломон Додашвили. Он верил, что грузинская молодёжь, «народ Грузии» будет самоотверженно бороться за свободу и счастье своей родины.
Виктория Смирнова