В кризис.ру

В московском храме Христа Спасителя проведён съезд «Союза русского народа “Царьград”». Организация призвана унаследовать всё худшее в черносотенном движении дореволюционной России. Идеологическое мракобесие, холуйская агрессия, прислуживание чиновным хозяевам. Название отсылает к имперским грёзам о Константинополе и к шовинистической организации доктора Дубровина. Упёртый царист на предрасстрельном чекистском допросе представился монархо-коммунистом. Могут повторить. Уже повторяют.

Но за тогдашним Союзом русского народа даже Ленин признавал «глубинный демократизм». Черносотенцы начала XX века были по-своему социальны, способны обращаться к массам. Без особого успеха, но хотя бы пытались. «Царьград» теперешнего извода далёк от таких умений. Вполне олигархическую контору возглавляет IT-миллиардер Константин Малофеев.

Акционер государственного «Ростелекома», владелец медиа-группы «Царьград», последние полтора месяца – муж путинской уполномоченной по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой, которая уже вошла в историю международным ордером на арест вместе со своим шефом Путиным. Малофеев давно известен замшело-монархическими взглядами, агрессивным антизападничеством, системно поставленным доносительством, идеологической и финансовой накачкой войны против Украины. Его позиции, равно как идеи «Царьграда», часто называют русско-националистическими и ультраправыми. Но это ошибка.

Русский национализм непримиримо враждебен имперской государственности. В наиболее чёткой версии эту идеологию олицетворяет Русский добровольческий корпус. Да и ультраправое движение основано на национал-романтизме и социальной динамике. В духе Команданте Стефано и русских боевиков-солидаристов.

А что «Царьград»? Жалостливо-обидчивый культ серой скуки, управдомное бегство от «тлетворного влияния Запада», шестерение перед бюрократией, слащавые восхваления лично Владимира Владимировича… Насмешливое презрение – естественная реакция ультраправого националиста на подобный отстой. Русского в том числе.

Власть, разумеется, благоволит «Царьграду». Эту связь олицетворяет Александр Бельский, председатель петербургского Заксобрания. Превративший Мариинский дворец в регулярную трибуну Александра Дугина с его духоскрепным дурдомом.

Выступил Бельский и на «царьградском» съезде в ХХС. Много говорил об эмигрантах из России и мигрантах в Россию. К первым он снисходителен: «Они тоже любят родину, просто любят извращённо». Ко вторым насторожен: «Селятся анклавами, несут другую культуру». Сразу видно, кого держат за ничто, а в ком видят опасность. Не зря председатель СК усмотрел в мигрантах один из генераторов «экстремизма». И вот, «Царьград» торопится на помощь генералу Бастрыкину. Сообразно поэтичному образу: «Для чего я нужен и кому».

«Основная задача наша – спасти себя», – провозглашает Бельский. В том же ключе выдержано программное выступление Малофеева. Спасаться собираются через войну. С Западом, с «режимом Зеленского», с мигрантами, с голливудскими фильмами… со всем миром во всём мире. Ибо для них угрозу несёт жизнь как таковая.

Они много говорят о христианстве. Объявляют себя миссионерами. Малофеев в программной речи дошёл до Палестины – даже не нынешней, а римско-имперской. (Любопытно, что империя им хороша любая, хоть даже западная латинская.) Всуе произносят имя Христа. «Жить по заповедям», – взывает тот же Бельский. Правда, не уточняет, по каким. Христианство с его гуманизмом и свободой воли, в том числе православное христианство – противостоит античеловеческому холуйству госцерковной иерархии РФ. Православным христианином был Микола Коханивский – командир Буревий, погибший под Волчанском.

«Царьград» это не «пробуждённый русский народ», как выкрикивал то Малофеев – на смех этому самому народу. Не нация. Не православие. «Царьград» – это идеология страха за властный комфорт бездарности. И не суть, под «правой» ли балалайкой, как у Малофеева, или под «левой», как у Прилепина. Союз царя и системы «Град»: мракобесие, оберегаемое насилием.

«Спасти себя» – велика цель, ничего не скажешь. «Вы панике не поддавайтесь, спасайтесь организованно!» – звучало в шестидесятнической комедии про товарища Огурцова, тоже очень духовного чиновника. Не спаслись.

Теперь тот же духоподъёмный лозунг гремит над пробуждённым «Царьградом». Впору где-то и пожалеть. Но не стоит. Опыт разборки с такого рода силами история и современность имеют. «Так хотел он, его вина».

Виктор Фролинский

От РМ