Мультикультурализм, в его классическом понимании, когда различные культуры уживаются бок о бок, сохраняя при этом свою самобытность, был когда-то едва ли не центральной идеей западных обществ. Однако сегодня мы все чаще наблюдаем обратную картину: эта идея не только перестала быть универсальной моделью, но и стала серьезной угрозой. Вместо интеграции и взаимопонимания мультикультурализм превращается в катализатор культурных конфликтов и социальных разломов. Речь идет не только о Европе — такие же процессы разворачиваются в США и Канаде.

Сегодняшние лево-либеральные общества, искренне провозглашающие поддержку мигрантам и культурному разнообразию, оказываются сами заперты в парадоксе. Поддержка уязвимых меньшинств и защита их интересов зачастую заканчивается на уровне лозунгов и социальных медиа. В реальности же европейские города остаются разделёнными на гетто, куда мигранты из мусульманских стран могут только «допускаться» — но не как полноправные жители, а как обслуживающий персонал. В то время как молодые представители прогрессивной элиты с легкостью выступают за палестинскую автономию и осуждают израильскую политику, живут они в районах, куда мигранты, которых они защищают, попросту не могут попасть.

Социальная среда, в которой формируются прохамасовские настроения, демонстрирует глубокие противоречия. Белые молодые люди, выросшие в комфортных городских районах, проводят свободное время в культурных и спортивных учреждениях, где почти нет людей с исламским бэкграундом. Это объясняется либо отсутствием интереса со стороны самих мигрантов, либо неприятием этих пространств по религиозным причинам. Ирония в том, что сами университеты, проповедующие идеи мультикультурализма и открытости, содержат в своих стенах лишь незначительное количество студентов из исламских мигрантских семей. Проблемы начинаются с самых основ: для поступления в университеты требуется хорошее образование и знание языка, чего у многих мигрантов просто нет по ряду объективных причин — от языковых барьеров до социальных ограничений, встроенных в систему.

Аналогичная ситуация складывается и с образованием детей мигрантов. Лево-либеральные граждане, на словах выступающие за инклюзивность, упорно избегают школ с высоким процентом детей мигрантов. Они тщательно выбирают учебные заведения для своих детей, чтобы уберечь их от влияния «плохих» школ, где обучаются дети мигрантов из мусульманских стран или Африки. Эта социальная сегрегация лишь усиливает разобщенность, и вместо интеграции мигранты сталкиваются с новым видом изоляции — культурной и образовательной.

Непосредственное знакомство с мигрантами у таких граждан ограничивается походами в этнические рестораны и концерты, или же участием в эпизодических благотворительных акциях. В реальности же мигрантские сообщества остаются для них чем-то экзотическим и далеким — объектом «защиты» и символом борьбы за «моральный капитал», но не равноправной частью их социальной среды.

Сложившаяся ситуация отражает провал идеи мультикультурализма, который должен был стать мостом между культурами, но превратился в барьер. Мигранты остаются за пределами общественной жизни, их адаптация буксует, а барьеры растут. Вместо абстрактной «защиты» культурных особенностей, западные общества должны сосредоточиться на реальной интеграции мигрантов — начиная с образовательных и социальных инициатив. Школьные программы, языковые курсы, культурные обмены — вот что действительно может помочь уменьшить разрыв.

Миграционные потоки не исчезнут, как и многокультурное общество — это новая реальность. Но без усилий по интеграции эта реальность рискует превратиться в культурный конфликт, где вместо солидарности и сотрудничества мы увидим ещё большую изоляцию и социальное отчуждение.

В конце концов, русскоязычная община — яркий пример того, как этническая группа может избежать интеграции. Вместо того чтобы стать частью нового общества, значительная её часть сохраняет лояльность путинской России. Кремль активно использует это в своих интересах, воздействуя на русскоязычных мигрантов через медиа и культурные инструменты, превращая их в объект идеологической обработки. Ситуация с русскоязычными мигрантами — это наглядный пример того, как без правильных интеграционных процессов даже относительно успешные мигранты могут стать фактором нестабильности и источником культурного разлома.

Мультикультурализм дискредитировал себя. Настало время пересмотреть его основы и направить усилия на интеграцию.

Виктор Ларионов

От РМ