Русский Монитор. Владимир, читатели нашего издания привыкли, что ваши еженедельные злободневные комментарии чаще всего посвящены вопросам актуальной политики. Давайте в этот раз порвем шаблоны и поговорим о чем-нибудь другом – например о культуре. Ну, или если не получится, то по крайней мере поговорим о политике с другого ракурса.

Начнем с событий театральных – в Новосибирске все никак не закончится веселье с с «Тангейзером». И вот теперь в Москве продолжение «банкета» не заставило себя ждать. Некие личности, именующие себя «православными активистами», под предводительством известного скандалиста   Дмитрия Энтео (Цорионова), видимо, вдохновившись «славой» новосибирских фундаменталистов, совершили действие, в котором широкая общественность уже усмотрела атаку на художественного руководителя МХТ им. Чехова, народного артиста России  Олега Табакова. Поводом для атаки стало то, что он предоставил возможность режиссеру  Константину Богомолову  осуществить в МХТ, скажем так, смелую постановку по мотивам по пьесы Оскара Уайльда «Идеальный муж».

Офелия и свиная голова. Фото  yodnews.ru
Офелия и свиная голова. Фото yodnews.ru

Между тем, сама «атака» выглядит не менее театральным действом, чем сам спектакль, из-за которого разгорелся весь сыр бор.

— Сам спектакль, вообще, доброго слова не стоит. А вот свиная голова с надписью «ТАБАКОВУ» в руках девушки смотрится неожиданно свежо. Будто утопленница Офелия передразнивает Гамлета.

Но ведь, акционисты, не ограничились свиной головой, они ведь еще и заявление в полицию на Табакова накатали, — или это теперь тоже можно считать частью перформанса?

— Я помню другой точно такой же «перфоманс» с заявлением в исполнении Алексея Навального и Марии Гайдар. В результате художник-акционист «Тесак» попал в тюрьму. С тех пор его редко можно увидеть на свободе. Разве что на Кубе. Если вы мне объясните, чем Табаков лучше «Тесака», а Навальный — Энтео, я, может быть, и возмущусь.

Хорошо, но культурная общественная общественность распереживалась за Табакова, известные деятели культуры уже успели выступить и заклеймить подобный акционизм, как «недопустимое и совершенно уродливое явление в нашем обществе», некоторые даже требуют привлечь к ответственности исполнителей акции. Вот вы как считаете?

— Это, конечно, безобразие. Я считаю, что Олега Павловича Табакова надо было просто выпороть.

Выпороть!?

— Именно! Эту «гуманную» меру он предлагал применить к девушкам, проходящим по «делу Pussy Riot». Их совершенно на ровном месте обвинили в  хулиганстве «по мотивам религиозной ненависти» и приговорили к двум годам колонии. Весь мир был потрясен обстоятельствами этого дела, судебным процессом и приговором. Стивен Фрай и Мадонна, Пол Макартни и музыканты Рэд Хот Чили Пепперз выступали в их поддержку, писали письма, давали концерты, организовали мировую компанию в их поддержку. А Олег Павлович Табаков, как сейчас помню, сидел в эфире телеканала «Дождь» острил о телесных наказаниях. Теперь ситуация перевернулась ровно на 180 градусов. Разница только в том, что панк-молебен Pussy Riot — выдающееся произведение современного искусства, получившее мировое признание, а похабная инсценировка в МХТ — просто убожество. Подвешенная в позе распятия голая женщина, нелепый мат в присутствии ребенка, сиськи Дарьи Мороз и «гомоэротика в рясах» лишь подчёркивают творческую импотенцию постановщика спектакля и худрука театра. При этом, урон пресловутым «религиозным чувствам» они своим убожеством нанесли гораздо больший, чем деликатные девушки из Pussy Riot своим шедевром современного искусства, который получил признание во всем мире… В общем, свиная голова для Табакова — это просто подарок.

Историческое фото. Олег Табаков предлагает выпороть Pussy Riot в прямом эфире "Дождя"
Историческое фото. Олег Табаков предлагает выпороть Pussy Riot в прямом эфире «Дождя»

Хорошо, ваше отношение к Табакову мне понятно, фигура,  на мой взгляд, возможно неприятная – как и большая часть старой интеллигентской «элиты». Но вы-то не опасаетесь, что вы станете в этой среде нерукопожатным?

— Сегодня интеллигенция — не более, чем тусовка. Ее можно условно поделить на абсолютно сервильную (даже придворную) часть и умеренно фрондирующую. Но это скорее амплуа, в которых интеллигенты выступают в публичном пространстве. В свободное от работы время они встречаются на каком-нибудь дне рождения за «вискарём» и не имеют друг к другу никаких претензий. Полное взаимопонимание. Люди, которые считают за честь пить на брудершафт с Дмитрием Песковым, Михаилом Леонтьевым или Константином Эрнстом, на мой взгляд, не имеет никакого морального права считать свою пятерню ценностью. Так что о «рукопожатности» тут говорить не приходится… Впрочем, повторюсь, это именно тусовка — компания старых знакомых. Если вы сами не стремитесь попасть в этот узкий круг, вам от них не тепло, ни холодно. А им — от вас.

Возвращаясь к теме «атаки» вы считаете, что раздосадованные качеством той или иной постановки зрители имеют право так сказать, на свой «контр-спектакль»?

— Я думаю, что все всегда имеют право на всё. «Тесак» имел право зиговать в «Билингве». Девушки в балаклавах — оскорблять президента Путина и патриарха в ХХС. Мракобесы и Навальный — стучать в полицию. Это и есть театр, на самом деле. А заведение, которое возглавляет Табаков, просто богадельня. Сами по себе спектакли давно никому не нужны. Но всё меняется, когда они становятся поводом для скандала. Потому что спектакли не смотрит никто, а новости читают все. Скандал — это счастливый билет для создателя очередной «Женитьбы ревизора» с яичницей на сковороде и Агафьей Тихоновной, балансирующей на канате. Причем попасть в новостные ленты не так просто — бесконечными «монологами вагины» на маленьких сценах сегодня уже никого не удивишь. Другое дело, если представление в духе полузабытого режиссера-порнографа прошлого тысячелетия Кирилла Ганина поставить на «святой» сцене МХТ с чайкой на занавесе. Пряный аромат кощунства некоторые особо чуткие носы всё еще различают.

Но почему же тогда в прессе, да и в более демократически настроенных соцсетях — почти всеобщая волна возмущения?

— Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины, все — актёры… Этот спектакль называется «Наших бьют!» Появился повод еще раз его сыграть — вот массовка и подтянулась.

Кстати, раз уж зашел разговор о Pussy Riot, обращение Толоконниковой к арестованному на днях бывшему главе ФСИН Реймеру, тоже можно считать театрализованной акцией?

— Письмо Толоконниковой Реймеру — курьёз. Женщина «цитирует» слова Реймера, «вспоминает» о приготовлениях к визиту Реймера, притом, что Реймера отправили в отставку за четыре месяца (!) до ее отправки в колонию, а следственный изолятор, в котором Толоконникова содержалась в Москве, в систему ФСИН не входит и Реймеру никогда не подчинялся. То есть, никаких оснований для обращения с личными претензиями к нему у Толоконниковой не было. Никакой роли в ее жизни Реймер не сыграл. Он просто подвернулся под руку и ушлая женщина отработанным движением на нём попиарилась.

Но ведь Реймер, по крайней мере, ничего не сделал для улучшения системы с которой боролась потом Толоконникова

— Я говорю про конкретное письмо, конкретного человека, имеющего конкретного адресата. Бесчеловечность системы, порочность вертухаев и героическая, бескомпромиссная борьба Толоконниковой, ее подруги и  супруга за мир и разрядку напряженности во всем мире тут совершенно не причём.

Ну, тогда мы можем посмотреть на это глазами человека, живущего в обществе спектакля и спросить ну и что в этом собственно предосудительного?

— Во лжи и подлоге ради пиаровских дивидендов? В современном российском контексте, наверное, ничего. Я просто «не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском преферансе», как говорил Штирлиц. И чтобы не оказаться в этой незавидной роли, говорю некоторые вещи вслух.


newpooosah

Судя по вашим словам, Вы резко изменили отношение к Pussy Riot, которых,  три года назад горячо поддерживали?

— Разве? По-моему, это Толоконникова и Алехина резко изменили своё отношение и к Pussy Riot, и к панк-молебну, который сделал их знаменитыми, и, вообще, к жизни. Освободившись из колонии,  они полностью оправдали знаменитую формулу Навального — «чокнутые  девицы бегали вокруг алтаря ради паблисити». Первое, что они сделали: назвали панк-молебен «ошибкой» и официально отмежевались от группы Pussy Riot. Второе: они продолжили беззастенчиво пользоваться названием группы, будто нарочно нарушая все пункты ее манифеста: вместо радикального феминизма — мужчина-импресарио (П.Верзилов), вместо анонимности — бесконечные фотосессии, вместо нестяжательности — откровенно коммерческий уклон, вместо политического нонконформизма — борьба с «американским империализмом», которая идеально вписывается в путинскую внешнеполитическую доктрину. И так далее. Я никогда не был фанатом каких-то конкретных персон. Я был горячим сторонником идеи Pussy Riot и восторженным поклонником панк-молебна, им и остаюсь.

Беседовала Оксана Маслова