Судьба фильмов о войне, где демонстрируется свастика будет решаться в Арбитражном суде Москвы

Будущее разбирательство в Арбитражном суде Москвы может стать переломным в правоприменительной практике ФЗ 114 (Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности), чьи размытые и граничащие с маразмом требования касающиеся, в частности, запрета на демонстрацию свастики, привели к валу уголовных и административных дел. Несмотря на разъяснения Роскомнадзора,  касающиеся данного вопроса, чиновники продолжают  использовать закон в качестве удобного инструмента для незаконной цензуры. Между тем под действия закона о запрете демонстрации свастики формально подпадают и советские фильмы о войне. Поэтому, каким бы ни было решение Арбитражного суда Москвы по иску Международного Рериховского Центра к Минкульту — оно наверняка станет прецедентом.

Как известно министерство культуры России отозвало у Международного Центра Рерихов прокатное удостоверение на фильм «Зов Космической эволюции» из-за того, что в него вставлены кадры кинохроники, на которых есть свастика. В четверг 16 февраля  Рериховский Центр, подал ответный иск на решение Минкульта в Арбитражный суд Москвы, сообщает издание Каспаров.ру.

22 февраля суд начнет его рассмотрение. От его решения во многом зависит судьба целого пласта культуры, связанного с периодом освещения Второй Мировой войны.

Документальный фильм «Зов Космической эволюции» создан в 2013 году Людмилой Шапошниковой — известным ученым и общественным деятелем, специалистом по изучению жизни и творчества Рерихов, представителей российской и мировой культуры. Фильм показывался в 17 странах мира, в том числе в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в европейских отделениях ООН в Швейцарии и Австрии, во Дворце Мира в Гааге.

Заместитель министра Сергей Обрывалин обосновал решение Минкульта федеральным законом «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», которым в РФ. Дескать запрещено использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в войне жертвах.

Центр Рерихов говорит, что неугодный фрагмент фильма повествует о миротворческой деятельности Николая Рериха, старающегося предотвратить гибель мирового культурного наследия в преддверии войны и задумывающегося о ее страшных последствиях.

Кадры военной хроники рассказывают о подготовке вторжения фашистской Германии в СССР, в нем утверждается основная миротворческая идея Николая Рериха — «Мир через Культуру».

Кинокритик Антон Долин считает решение министерства опасным прецедентом: тогда пропагандой нацизма можно считать любой фильм, снятый в СССР или в любой другой стране, осуждающий нацизм. Там, где есть кадры хроники либо показана нацистская реальность, нельзя не прибегать к этой символике, но это не означает ее пропаганду.

Решение Минкульта вызвало недоумение в Красногорском государственном архиве кинофотодокументов, где взяты кадры военной кинохроники со свастикой. Директор архива Наталья Калантарова недоумевает: Тогда что — люди вообще историю знать не будут? Кто такие были фашисты, что у них была такая свастика, что к этой свастике должно быть отношение соответствующее.

Как отметил Центр Рерихов, не исключено, что отзыв прокатного удостоверения у фильма может открыть «ящик Пандоры», и под видом патриотизма и борьбы с распространением фашистской свастики начнется кампания по уничтожению неугодных лиц и организаций.

Есть много документальных фильмов о войне, созданных вовремя и после войны знаменитыми документалистами, резонно вопрошает автор статьи на Каспаров РУ, что же теперь из этой хроники вырезать все, где свастика? Не говоря уже об обширном художественном кинонаследии советской эпохи, посвященном периоду «Великой отечественной войны», что, например, будет с киноэпопеей «Освобождение» или любимому несколькими поколениями россиян фильме «17 мгновений весны»?

Оксана Маслова