В кризис.ру

«Чрезвычайно мужественный человек, очень спокойный, невозмутимый, терпимый, терпеливый и, вероятно, самый большой специалист в области эндокринологии от Вены до Стамбула», – так представил президент Сербии Александр Вучич кандидатуру нового премьер-министра. Сербское правительство возглавит Джуро Мацут. Известный учёный-медик никогда прежде не был известен в политике. Но этим и ценен как бы нейтральный профессор для нынешней белградской власти. Невозмутимо шатающейся под протестным напором.

Новоназначенному премьеру 61 год. Джуро Мацут – профессор медицинского факультета Белградского университета, доктор медицины, заместитель директора эндокринологической клиники. Окончил Белградский университет и аспирантуру Женевского университета. Работал в университетских больницах итальянской Болоньи, шведской Уппсалы, британского Оксфорда. Возглавлял различные структуры Европейского общества эндокринологии. «Он прославил нашу медицину во всём мире», – пишет белградская «Политика». Старейшее издание Сербии. Контролируемое правительством, которое Мацуту предстоит возглавить.

Доктор Мацут последовательно держал дистанцию от бурной балканской политики. Занимался медициной и наукой. Даже в эпоху Югославских войн 1990-х и бульдозерного свержения Милошевича в 2000-м. Ни в бывшей Югославии, ни в нынешней Сербии Мацут не состоял ни в какой партии. Однако поддержал правящую Сербскую прогрессивную партию (СПП) на выборах 2023 года. А в марте 2025-го вошёл в инициативную группу «Движения за народ и государство». Эту структуру создаёт президент Вучич как «межпартийное и надпартийное» объединение своих сторонников. Главе государства не приходится сомневаться в лояльности будущего главы правительства.

В конце января антивластные митинги вынудили президента и СПП к маневрированию, а премьера Милоша Вучевича – к отставке. Вучич вдумчиво перебирал варианты. Требовался беспартийный, авторитетный и управляемый. Сочетание непростое. Рассматривались кандидатуры успешных американских бизнесменов сербского происхождения. Деско Никитович, президент компании East Point Metals Ltd с медными рудниками на Балканах. Бранко Миланович, экономист Всемирного банка. Иван Трифунович, предприниматель фармацевтического кластера. Не подошёл ни один. Видные фигуры сербской диаспоры не склонны повиноваться в Белграде. Опыт есть. Американский бизнесмен Милан Панич был премьером Югославии в 1992–1993-м. И быстро вступил в резкий конфликт со Слободаном Милошевичем.

Джуро Мацут представляется контролируемым. И подходящим для решения единственной задачи своего премьерства: добиться прекращения массовых протестов. Прежде всего студенческих. Месяц назад Мацут выступал в столичном Пионерском парке. Перед другими студентами – выведенными в поддержку Вучича и правительства. «Я искренне надеюсь, что вы вскоре вернётесь на факультеты и продолжите учёбу, – спокойно и проникновенно говорил профессор. – Я надеюсь, что вы найдёте общий язык с однокашниками, которые блокируют работу факультетов. Преподаватели с нетерпением ждут». Нормальный подход здраворассудочного интеллигентного человека. С очевидной направленностью.

Высказывался Мацут и шире. Более философски. Но по тому же поводу. Политика, говорил он, не должна играть важной роли в жизни человека… Что ж, известный подход. Когда политика властей приводит человека в ярость, власти ему настоятельно советуют политикой не заниматься. Предоставить политике самой заниматься им. Вполне годная позиция для партии и президента.

Сербские протесты продолжаются с ноябрьской катастрофы в Нови-Саде. Халатность и некомпетентность (это самые мягкие объяснения…) стоили пятнадцати жизней. Общественное негодование переросло в требование отставки президента Вучича и ухода от власти консервативной СПП. Вучич и его партия, как водится, обвинили оппозицию в «цветной революции»… Правящие группировки добровольно не уходят.

Неокоммунистическое Движение социалистов Александра Вулина настроено на подавление. Президент Вучич старается обойтись без силовой жести. Отсюда ставка на Мацута, символизирующего компромисс. Но компромисс – в одну сторону. Это вообще характерно для Вучича – имитировать сочетание несочетаемого со взятием итоговой суммы. Не меняя властного курса, успокаивать протестующих. Декларируя евроинтеграцию Сербии, держаться за «исторический союз» с путинской РФ. Такие установки и продиктованы сегодня доктору Мацуту и его будущей команде.

Текущее положение Вучича трудно назвать завидным. Протестная волна внутри страны. Парламентские выборы в Косово подтвердили албанскую готовность к конфронтации. Косово, Албания и Хорватия вступают в антибелградский альянс – которому Вучич лихорадочно противопоставляет военно-политическое блокирование с орбановской Венгрией и фицовской Словакией.  Обострилось в Боснии и Герцеговине: выдан интерполовский ордер на арест президента Республики Сербской Милорада Додика. При всей декларируемой самостоятельности Додик считается креатурой Белграда.

Говоря максимально политкорректно, политическая эра Вучича близится к завершению. Восемь лет президентства, до того три года премьерства… Времена изменились. Гибкость Александра Вучича уже не более результативна, нежели упёртость Томислава Николича. Но мало какой политик способен без подсказок извне отфиксировать свой финал.

В таких условиях президент назначает премьером очень терпеливого доктора. Без всякого политического опыта. Зато спокойно терпимого. Ход конечно, креативный. Но и довольно рискованный.

Сергей Казанов

От РМ