С первого осеннего дня в РФ вступили в силу новые правила и ограничения репрессивного характера. Среди них, перечисляет Русская служба Би-Би-Си, наказание за поиск в интернете «экстремистских материалов» и передачу SIM-карты другому человеку, обязательство предустанавливать на новые телефоны «национальный мессенджер» Max, требование к мигрантам установить на телефон приложение слежки за перемещениями, закрытие сферы образования для «иностранных агентов».
«Умышленный поиск экстремистских материалов» на своём телефоне или компьютере обернётся теперь штрафом. Что именно есть «экстремизм», чего надо не искать — намеренно размыто. Предлагается ориентироваться на соответствующий инквизиционный список, включающий тексты различного происхождения, от ФБК до НСДАП. Наличие «умысла в поиске» устанавливается по суду. Пока налицо пристрелка — с какой степенью покорности примет прослойка интеллигенции «запрет читать и думать».
Штрафы за поиск экстремизма пока невелики: 3–5 тысяч рублей. Дороже обойдётся предоставление своего телефона или SIM-карты: до 50 тысяч, а юридическим лицам и вовсе 200 тысяч.
На всех продаваемых гаджетах в обязательном порядке устанавливается мессенджер Max и магазин приложений RuStore. Демонстративно берётся новый рубеж тотальности властного контроля (дальше уже оруэлловский телекран). Прогнозируется смягчение через коррупцию. Но определённого плана: от силовиков личные сведения вполне могут утекать для частных разборок. Трудовым мигрантам в столичном регионе придётся устанавливать приложение «Амина» — откровенный шпионаж, отслеживание передвижений.
Поправки в законодательство о рекламе запрещают размещать на ресурсах материалы «экстремистскими организаций». Фактически блокируется реклама в Instagram. Под запретом и реклама VPN, противостояние цензуре в интернете. Использование VPN возведено в отягчающее обстоятельство.
На фоне этого шерстения, реально затрагивающего миллионы людей, малозаметен запрет «иноагентам» организовывать и проводить просветительские и образовательные мероприятия. Не только для детей, но и для взрослых. Однако серьёзными последствиями чреваты новые ограничения профессиональных контактов с иностранцами. Учёным теперь положено ждать на это разрешения ФСБ.
Детям уделено особое внимание. Для начала их отсекают от опасных предметов: зажигалки, аэрозоли и газовые баллончики теперь будут продавать только по паспорту, продавцов-нарушителей штрафовать.
Идеолого-пропагандистские «Разговоры о важном» опущены на уровень детских садов. Пока в 20 регионах из 89. В школах любить власть учат с первого класса, любить войну — с пятого. Начинать долбёжку с детсада потребовал лично глава РФ Владимир Путин. Он, правда, оговорился: «В пределах разумного» — но в его устах это звучит более чем двусмысленно. Впрочем, государственные приставания по-любому не выдерживают конкуренции с АУЕ. В школах это уже проверено. Если теперь ещё и в детсадах…
Но кое-что другое, наоборот, разрешается. Средний медперсонал получает право оказывать первичную и скорую медпомощь своими силами, без врачей. Это реально вынужденная мера, из-за нехватки квалифицированных медкадров.
Накат запретительно-ограничительных и пропагандистских мер воспринимается в контексте общего военного ужесточения. Показательно расширение охвата не столько «иноагентской», сколько «экстремистско-террористической» маркировки.