В кризис.ру

Госдума приняла во втором чтении закон об «усилении административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере транспортно-экспедиционной деятельности». 285 депутатов проголосовали за, 19 — против, 20 — воздержались. В акт с маловразумительным названием внесены поправки иного, политико-репрессивного характера. Вводятся административные штрафы за «умышленный поиск экстремистских материалов в интернете, в том числе с использованием VPN».

Разумеется, голосовательная машина «Единой России» не могла не проштамповать поправки, внесённые правительством. Однако запрет искать нечто в интернете под страхом расставания с суммой от трёх до пяти тысяч рублей несколько ошарашил даже представителей политического бомонда РФ. Путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков предлагал инициаторам объясниться в связи с непредвиденно широким резонансом.

Депутат от КПРФ Алексей Куринный сравнил новый закон с оруэлловским преследованием за мыслепреступление. «Экстремистскими» — запрещёнными даже к поиску, не говоря о прочтении — признаются материалы, включённые в специальный реестр министерства юстиции или упомянутые в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». Таковых на данный момент 5473 единицы.

Юристы уже предвкушают казуистику с доказательствами — умышленный ли был поиск или случайный просмотр (например, от компьютерного сбоя)? Эти беспокойства представляются преувеличенными. Никаких сложностей для правоприменения не возникнет. Есть политическая установка властей. Удивляться впору лишь от скромности первоначального закона — запрет пока не уголовный, а лишь административный. Что до переживаний: а как же чиновники, гэбисты, агитпроповцы? им же надо изучать экстремизм по долгу службы! — ответ элементарен: вы о чём вообще, в какой Дании живёте? Для хозяев — какие законы? Если уж совсем откровенно.

Другая поправка запрещает передачу сим-карт, а также кодов доступа к мессенджерам и персональным аккаунтам (например, на «Госуслугах»). Тот же депутат Куринный отмечает размытость формулировок: «Не становится понятно, за что будут наказывать». Можно успокоить и его — никаких сложностей нет, за что прикажут, за то и будут.

Депутат от «Единой России» Александр Тетердинко соизволил уточнить: родственникам симку дать можно. Маме, например. В личных целях. Нельзя, по смыслу, в целях общественных — антипутинскому подпольщику, например. Как будет разрешаться коллизия, если мама и есть подпольщица, даже он не взялся разъяснить.

От РМ