В кризис.ру

Парламентские выборы в Молдове принесли убедительную победу силам европейских ценностей. Правящий режим РФ подвергнут серьёзному облому. Абсолютное большинство получает Партия действия и солидарности. Правительство парламентской республики формируют молдовские европейцы. Председателем партии является спикер парламента Игорь Гросу, но исторический лидер — президент Майя Санду. Олицетворение европейского пути Молдовы, противостояния путинской кремлёвке, солидарности с Украиной.

Партию Майи Санду поддержали более 790 тысяч избирателей — свыше 50% голосов обеспечили 55 парламентских мандатов из 101. На втором месте, с сильным отставанием — «Патриотический избирательный блок»: более 380 тысяч голосов, 24,2%, 26 мандатов. Формация экс-президента Игоря Додона консолидировала электорат просоветской ностальгии и пророссийской ориентации. Под «социал-коммунистической» эмблемой красной пятиконечной звезды.

«Действие и солидарность» победили в 32 территориальных образованиях. Это и крупные города, и сельские местности. Водораздел прошёл не по этому признаку. Наилучшие результаты показаны в Яловенском и Хынчештском районах; в Кишинёве примерно как в среднем по стране. Географически молдовское евроядро концентрируется в центре страны. За «избирательными патриотами» остались 10 регионов. Почти все — аграрные, на северном или южном краях. Больше всего в Гагаузии — ожидаемо, ибо сторонники «Гагаузской автономии» рассчитывали на кремлёвскую помощь. Поддержали блок Додона участвующие в молдовском голосовании приднестровские избиратели,

В парламент проходят ещё три фракции: блок «Альтернатива» (более 125 тысяч голосов, около 8%, 8 мандатов), «Наша партия» (почти 100 тысяч голосов, свыше 6%, 6 мандатов), «Демократия дома» (более 88 тысяч голосов, около 5,6%, 6 мандатов). Восемнадцать партий и блоков не преодолели 5%-ный барьер.

«Альтернативу» возглавляют мэр Кишинёва Ион Чебан и недавний кандидат в президенты Александр Стояногло. Они декларируют приверженность евроинтеграции, но так умеренно-аккуратно, что считаются «троянскими конями Кремля». «Наша партия» — политическое орудие Ренато Усатого, авантюрного бизнес-популиста с российскими связями. «Демократия дома» — праворадикальные сторонники воссоединения с Румынией; лидер партии Василе Костюк характеризуется как «консерватор-трампист». Прохождение Костюка и его сторонников расценивается как своеобразная сенсация, внезапный успех румынских националистов. Словно в приз за поражение Джордже Симиона на своих выборах.

Другая сенсация выборов — убедительная победа партии Майи Санду. Сама президент ещё год назад победила с большим трудом; минимальный перевес обеспечили голоса диаспоры. Додон и его блок не без оснований рассчитывали на выигрыш. Даже опытный лидер компартии Владимир Воронин, тоже бывший президент, посчитал целесообразным примкнуть. Вероятно, впечатляло российское стимулирование.

Надо учитывать, что Молдова — парламентская республика, основные прерогативы исполнительной власти принадлежат не президенту, а правительству. Молдова рисковала путём «Грузинской мечты»: укрепление кремлёвского влияния в стране, создание на постсоветском пространстве ещё одного антиевропейского очага и враждебного Украине плацдарма.

Голосование являлось своеобразным референдумом: ЕС или РФ? И это выбор сделан. Причём однозначно. Сторонники Додона уже протестуют перед здание избирательной комиссии. Но это уже однозначное махание после драки. В продолжение нервозных предвыборных скандалов.

В Кишинёв идёт поток поздравлений. Председательница Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Евросовета Антониу Кошта, дипломатическая еврокомиссар Кая Каллас, президент Франции Эмманюэль Макрон, бывшая президент Грузии Саломе Зурабишвили… Список далеко не полон. Все отметили чёткость свободного выборы Молдовы, провал кремлёвских махинаций, бессилие угроз. Путь к свободе неостановим, если идти действенно и солидарно.

«Наверное, молдаване сами должны разобраться. А оценки потом», — промямлил путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков. Явно не проинструктированный должным образом. Сергей Кириенко самонадеянно перенимал молдовское направление от уволенного Дмитрия Козака. Ставка на обычный нахрап, подкуп, деморализующую пропаганду в соцсетях не сработала. Впрочем, козаковская ставка на коррумпирование и завербовывание кишинёвской элиты тоже не была эффективна: по итогу мы ведь наблюдаем президента Санду и разрыв Молдовы с кремлёвкой. Остаётся последнее: силовые провокации с приднестровского плацдарма. Для того и обустроенного. Если на это решатся.

«Российская подрывная деятельность, постоянная дезинформация — ничего из этого не сработало. Молдова была эффективна в защите от угроз вместе со всеми, кто помогал», — написал президент Украины Владимир Зеленский. В общем-то, удивляться ли? Голосовать за путинистские и пропутинские силы может лишь то общество, которое уже в их руках. Едва ли на нормальных выборах они бы победили в России. Что уж говорить о Молдове.

Виктор Фролинский

От РМ