Этот шаг непопулярен среди многих европейцев, которые рассматривают его как попытку подвергнуть цензуре сеть - и организовали крупные митинги против него. На фото: акция протеста в Кельне в феврале. Фото: Daily Mail

Закон об авторском праве был одобрен Европейским парламентом 348 голосами против 274.

Google осуждает новые законы об авторском праве, принятые в Евросоюзе  во вторник 26 марта были, которые вынуждают технологические гиганты, таких как YouTube и Facebook, выплачивать компенсацию артистам и музыкантам, и предупреждает, что это повредит Европе. Но надо понимать, что эти законы грозят отнюдь не только жителям ЕС, но носят глобальный характер, а значат, в конечном счете могут многое изменить и для жителей других стран, в том числе России.

  • Тысячи людей вышли на улицы в эти выходные в Германии и других странах в знак протеста против запланированных реформ;
  • Депутат парламента Германии Юлия Реда заявила после голосования, что это «темный день для свободы интернета»;

Чем опасны новые законы об авторском праве ЕС:

  • Технические гиганты, такие как YouTube и Facebook, должны будут нести ответственность за материалы, защищенные авторским правом, которые загружаются на их платформы, что может привести к появлению систем тотальной фильтрации контента, что, в свою очередь, несет в себе опасность постепенного наступления цензуры;
  • Закон ставит под вопрос деятельность блогеров и небольших новостных агрегаторов, так как фактически делает незаконным цитирование чужих материалов без согласия правообладателя;
  • Европейские парламентарии дали повод правительствам недемократических, авторитарных стран, в частности России, ссылаться на «зарубежный опыт» вводя  у себя цензуру.
  • Не обошлось и без российского следа. Как оказалось, что Германия,которая изначально была настроена достаточно прохладно по отношению к новому закону договорилась с Францией, которая активно выступала за его принятие, что в обмен на поддержку закона со стороны Германии, Франция не будет чинить препятствию для строительства «Северного потока-2».

Google  осудил спорные реформы Европейского союза в области авторского права, сообщает Daily Mail, заявив, что они, в конечном итоге нанесут ущерб творческой и цифровой экономике блока.

Европейский парламент во вторник одобрил законодательную инициативу, которая дает больше прав новостным агентствам и звукозаписывающим компаниям против интернет-гигантов.

Новые правила означают, что такие технологические гиганты как Google, наряду с другими, включая YouTube и Facebook , должны будут выплатить компенсацию издателям, художникам и музыкантам.

Противники закона утверждают, что нововведения приведут к ограничению свободы слова, будут препятствовать развития творчеству в Интернете и заставлять сайты устанавливать фильтры.

Новый закон ЕС об авторском праве означает, что технические гиганты, такие как Facebook и Google должны будут подписывать лицензионные соглашения с правообладателями: музыкантами, исполнителями, авторами, издателями новостей и журналистами для того, чтобы использовать их контент.

Джулия Реда, немецкая депутат Европарламента и явный противник этого решения, охарактеризовала это решение как «черный день для свободы интернета».

В то время, как эксперт в области цифровых технологий Михаил Климарев и вовсе утверждает, что новое европейское законодательство открывает дорогу к «копирастическому холокосту».

«Особенное возмущение протестующих вызывает две статьи директивы (остальные относительно безобидны и утверждают, что «небо голубое, а трава зеленая):

Статья 11, которая обязывает новостные агрегаторы, социальные сети выплачивать вознаграждение СМИ за использование их материалов. Как говорит Климарев если на Google. News публикуются ссылки на веб-сайт издания, то согласно новому закону Google теперь будет вынужден или заключать с изданием соглашение, или столкнуться с риском судебных претензий и многомиллионным штрафам. Эта статья уже названа её противниками «налогом на ссылки» (link tax).

Статья 11, по словам Климарева — еще хуже, так как она подразумевает, что за нарушение авторских прав пользователями ответственность будут нести интернет-порталы, а не пользователи. «То есть, если вы в Facebook опубликуете ссылку, а владелец ресурса, куда ведет ссылка, подаст в суд, то штраф заплатит… Facebook», — подчеркивает Климарев и продолжает:

«При этом ЕС начинает махать дубинкой блокировок — почти как нашенский РКН. Или крупными штрафами. Очень крупными», пишет Климарев, который также отмечает, что  ЕС и близко не наблюдается «единодушия по данному вопросу. Так изначально против ACTA 1.0 жестко выступали Польша, Кипр, Эстония, Латвия, Словакия, Германия и Нидерланды. Против ACTA 2.0 к ним присоединились еще Швеция, Дания, Ирландия и Финляндия». То есть недовольны новым законом те страны, где есть крупные интернет-компании.

Голосование завершает три года страстных дебатов, в которых гражданские активисты и представители интернет-гигантов оказались в одной лодке в свой борьбе против евробюрократии и представителей копирайтного лобби

Несмотря на яростное лоббирование перед голосованием заседание Европарламента в Страсбурге закончилось тем, что законопроект был принят с 348 голосами за, 274 против и 36 воздержавшимися.

Пресловутая «рука Москвы», хоть косвенно, но дотянулась и сюда:

Как пишет «Радио свобода», за несколько часов до решающего голосования взорвалась настоящая информационная бомба, после того, как немецкое издание Frankfurter Allgemeine опубликовало расследование, из которого стало ясно, что Германия,которая изначально была настроена достаточно прохладно по отношению к новому закону, договорилась с Францией, которая активно выступала за его принятие, что в обмен на поддержку закона со стороны Германии, Франция не будет чинить препятствию для строительства «Северного потока-2». То есть активно лоббируемый Кремлем газопровод, по меткому выражению Леонида Волкова, главная цель которого обеспечивать поставки российской коррупции в Европу, косвенно стал причиной принятия одного из самых плохих законов последних лет.

Германия была в центре антиреформенного движения во главе с Юлией Редой, 32-летней активисткой Пиратской партии, которая возглавляла кампанию против двух самых неоднозначных статей закона, которые стали горячими точками в дебатах — статьи 11 и 13.

Она и ее сторонники предупредили, что статья 13 потребует от платформ установки дорогих систем фильтрации контента, которые будут автоматически и часто ошибочно удалять контент из Интернета.

Сказав, что голосование ознаменовало «темный день для свободы интернета», Реда осудила тот факт, что члены Европарламента отказались изменить текст перед окончательным голосованием несмотря на все протесты.

Люди принимают участие в демонстрации под лозунгом «Спасите Интернет» против запланированного пересмотра закона об авторском праве Европейского Союза в Интернете 23 марта 2019 года в Берлине

Вторая спорная статья защищала создание «смежного права» на авторское право для средств массовой информации.

Это в теории должно позволить новостным агентствам получать более оплату, когда их продукция используется информационными агрегаторами, такими как Новости Google, или социальными сетями, такими как Facebook.

Крупнейшие информагентства, в том числе AFP, были одними из основных лоббистов реформы, рассматривая ее как неотложное средство защиты качественной журналистики и защиты традиционных медиакомпаний от резкого падения доходов.

Реформа, если она будет должным образом реализована государствами-членами, «может помочь поддерживать журналистику на местах, что, как показывают все свидетельства, все еще является лучшим способом борьбы с дезинформацией», — сказал генеральный директор AFP Фабрис Фрис.

Но оппоненты назвали это «налогом за ссылки» или LINK TAX, который задушит свободную дискуссию Интернете и выгоден только крупнейшим медиа-компаниям, и не принесет никакой реальной выгоды для журналистов или агрегаторов новостей, а также выдавит из медиа-пространства небольшие информационные сайты и блогеров, зачастую занимающиеся тем, что размещают у себя новостные материалы агентств со своими комментариями.

Реформа решительно поддерживается Францией и несколькими другими государствами-членами и подвергается резкой критикой со стороны Польши, Венгрии, стран Балтии, которые видят в этом прямую угрозу развития своей собственной цифровой экономики.

Лица, принимающие решения в ЕС, годами обсуждали реформу, и перед последним голосованием время внесли некоторые изменения в текст, чтобы сделать незначительные, не меняющие суть реформы, исключения, для некоммерческие энциклопедий, таких как Википедия.

Представитель Google заявили, что закон хоть и улучшен по сравнению с версией двухлетней давности «но все равно приведет к правовой неопределенности и нанесет вред креативной и цифровой экономике Европы».

«Детали имеют значение, и мы рассчитываем на сотрудничество с политиками, издателями, создателями и правообладателями, когда государства-члены ЕС будут внедрять эти новые правила».

У стран-членов ЕС есть два года для реализации закона, хотя неясно, что это будет какова будет реакция стран Вышеградской группы и других восточноевропейских стран, которые резко выступают против нового закона.

Подчеркивается, что данная инициатива не является внутриевропейским вопросом, но носит глобальный характер и вынудит представителей интернет-отрасли подстраиваться под нее, как это уже произошло с прошлогодним законам о GDPR, принятие которого в ЕС весной 2018 года привело к тому, что меньше, чем, через год большинство сайтов в мире требуют от пользователей согласиться с правилами GDPR.

Так, например в уже цитируемой выше статье The Daily Mail приводятся слова Раффаэллы Де Сантис, юриста юридической фирмы Harbottle & Lewis, которая, в частности сказала, что «Независимо от того, покинет ли Великобритания Европу с или нет, трудно представить себе, что она не будет вынуждена последовать примеру Европы по этому вопросу».

Запущенное в 2016 году, обновление европейского законодательства об авторском праве было названо остро необходимым, так как оно не обновлялось с 2001 года до появления YouTube или Facebook.

Инициатива было громко поддержана медиа-компаниями, а также музыкантам, которые хотели бы получить лучшую отдачу от веб-платформ, которые дают пользователям возможность распространять их контент.

Но этой инициативе категорически противостояла Силиконовая долина, и особенно компания Alphabet, которой принадлежит Google, который, в свою очередь, получает огромную прибыль от рекламы, генерируемой на размещаемом пользовательском контенте, а также сторонники свободного интернета, которые небеспочвенно опасаются, что это приведет к беспрецедентным ограничениям свободы Интернета.

Лоббистская битва за реформу европейского закона об авторском праве разгорелась с сентября 2016 года, когда Европейская комиссия предложила модернизировать авторское право в эпоху цифровых технологий, вызвав серьезные дебаты между техническими гигантами, творческими деятелями и государствами-членами ЕС.

Последние дни перед голосованием были отмечены маршами протеста и «ломанием копий» в СМИ, в частности в субботу в Германии десятки тысяч людей вышли на улицы под лозунгом «Спасите Интернет».

Подобные массовые протесты прошли в Австрии, Польше и Португалии, в то время как основные польские газеты в понедельник вышли с пустыми титульными листами, что означало призыв к тому, чтобы члены Европарламента проголосовали за реформу.

«Я знаю, что существует множество опасений относительно того, что пользователи могут делать или не делать — теперь у нас есть четкие гарантии свободы слова, преподавания и творчества в Интернете», — заявил после голосования вице-президент Комиссии Андрус Ансип.

Более пяти миллионов человек подписали петицию «Спасите интернет» против изменений, а также вышли на улицы в знак протеста по всей Европе за последние несколько недель.

Кэтрин Стихлер, исполнительный директор Open Knowledge International, сказала: «Это голосование является огромным ударом для каждого интернет-пользователя в Европе.

«Члены Европарламента отклонили просьбы миллионов граждан ЕС о спасении интернета и вместо этого решили ограничить свободу слова и выражения мнений в Интернете.

«Сейчас мы рискуем создать более закрытое общество в то время, когда мы должны использовать цифровые достижения для построения более открытого мира, где знания создают силу для многих, а не для немногих.

Этот шаг непопулярен среди многих европейцев, которые рассматривают его как попытку подвергнуть цензуре сеть — и организовали крупные митинги против него. На фото: акция протеста в Кельне в феврале

На другой стороне дебатов лидеры музыкальной индустрии, такие, как Пол Маккартни были одними из самых активных сторонников этих законодательных нововведений.

«Это позволит артистам продолжать создавать музыку, любимую поклонниками во всем мире, гарантируя, что цифровые сервисы, которые приносят огромную прибыль от музыки, больше не могут претендовать на то, что они не несут ответственности за контент, от которого зависит их бизнес», — говорит солист из группы Blondie Debbie Harry в своей колонке, вышедшей в Guardian на прошлой неделе.

Закон также был поддержан информационными агентствами по всей Европе, и EANA (Европейский альянс информационных агентств) утверждает, что он предоставляет возможность для дальнейшего развития качественных новостных услуг и позволяет ему более честно конкурировать с технологическими гигантами.

«Огромное спасибо всем членам Европарламента, которые поддержали Директиву по авторскому праву сегодня, и фантастической работе всех тех, кто так усердно боролся за это», — написал представитель представительства UK Music.

Александру Гибой, генеральный секретарь EANA, сказал: «Создатели контента имеют гораздо больше шансов получить справедливое вознаграждение за свою работу, а граждане Европы также имеют гораздо больше шансов получить качественный контент онлайн.

«Таким образом, новое законодательство об авторском праве окажется беспроигрышным решением как для заслуживающих доверия, качественных СМИ, так и для общественности.

«Включение информационных агентств в текст директивы также может быть истолковано как признание качества нашей работы и важности журналистской деятельности информационных агентств, особенно для защиты европейских СМИ в целом, поскольку европейские информационные агентства основные поставщики качественных новостей для большинства других медиа-организаций в Европе».

В то время, как Леонид Волков, руководитель российского общества Защиты Интернета — первой российской НКО, ставшая членом ICANN, всемирного регулятора сети Интернет, пишет:

Это — плохой закон. Если совсем кратко, то 1) он создает давление на интернет-компании, перераспределяя деньги от них к традиционным медиа (что есть луддизм), 2) он создает новые «рубильники для интернета», законодательно предусмотренные возможности фильтрации и блокировки контента.

 

От РМ