Карательная психиатрия и беззаконие против якутского шамана Габышева
Специально для читателей «Русского Монитора» редакция приготовила материал про шамана Александра Габышева, о том, что сейчас с ним происходит в Якутске. О его незаконном задержании и насильственном заключении в психдиспансер на принудительное лечение.
За информацией мы обратились к заместителю главного редактора сайта «Якутия Инфо» Тимофею Ефремову, постоянно освещающему этот вопрос практически в ежедневном режиме.
Суд
О: Тимофей, добрый вечер. Что там у вас в Якутске на настоящий момент происходит?
Т: Буквально два часа назад мы ездили в наш республиканский психоневрологический диспансер, поскольку там проходило выездное заседание суда. Видимо там провели специально, что бы народ не собрался в городе, т.к. на центральной улице у нас городской суд находится и туда могли прийти лишние сочувствующие. Вот видимо с этой целью проводилось заседание в самом психдиспансере, ведь он находится у нас немножко на окраине. Далее, со слов адвоката Ольги Тимофеевой (там было несколько адвокатов), они пришли на это заседание в здание психдиспансера и их не хотели поначалу впускать. Заявили, что все, кто требуются для судебного заседания уже на месте и их тут не ждали. Т.е. получается суд должен был пройти без адвокатов. Кроме этого Ольга привела с собой свидетелей первого незаконного задержания Александра Габышева. Их тут же скрутила полиция. Якобы за нарушение режима самоизоляции. Одного из свидетелей — Сергея Тихого стал полицейский душить, он аж сознание потерял в их автобусе, упал в обморок. Ему потом скорую пришлось вызывать. И в итоге адвокат стала звонить уже главному врачу психдиспансера, что бы ее впустили в здание. И ее и адвокатов все же допустили на заседание. Там Александр Габышев находился, присутствовал. Он даже подбадривал их. Мы поинтересовались как он себя чувствует и не накачали ли его препаратами. Она сказала, что вроде бы он нормальный был, но конечно же в таком грустном подавленном состоянии, потому, что понимает, что оттуда ему в ближайшее время уже не выбраться. Кроме этого, когда в ходе судебного заседания адвокат Ольга Тимофеева пожаловалась, что свидетелей не допустили к участию в заседании, прокурор ей сказал: «Ну а где собственно Ваша жалоба в письменном виде?» Она ответила, что это все произошло прямо сейчас и у нее не было возможности написать жалобу. Т.е. получается заведомо все делалось, чтобы затруднить защиту шаману. Кроме этого там письменное заключение независимого эксперта психиатра представлялось защитой о состоянии Александра, о том, что он вменяем и пр. Но эту экспертизу во внимание суд не принял. Затем адвокат обратила внимание, что по документам, которые она представляла суду в доказательство того, что Габышев вменяемый и его задержание и помещение в психдиспансер незаконно, там указано, что первые опросы врачей, с которыми он беседовал, эти врачи сами написали, что человек он адекватный. А затем, через какое-то время в записях начинает появляться, что у него происходит переоценка своей личности, напряжение психологическое, еще какие-то симптомы. Ну и она говорит: «Т.е. получается, что вы его сюда приняли и описали в состоянии, когда он нормальный и адекватный, а потом он у вас несколько дней находится и вы уже фиксируете, что он какую-то ненормальность проявляет. Получается по факту ему хуже стало здесь у вас. Как вы так работаете, если вы должны наоборот больному помогать, что бы ему стало лучше?». Ничего суд во внимание не принял. И в итоге получается вот такая ситуация: на лицо нарушение прав, нарушение закона и человека держат в психдиспансере по надуманным предлогам и ему вменяется в вину, что он считает себя шаманом. Якобы это признак какого-то отклонения. Во-вторых он призывает к каким-то якобы экстремистским действиям — пойти изгнать демона из главы государства. Ольга Тимофеева законно возразила: «Вы говорите, что то, что он себя называет шаманом — это якобы отклонение. Но ведь вы верующие люди? А шаманизм — одна из форм вероисповедания. И почему в законе о свободе вероисповедания должны быть какие-то исключения для шаманизма?». Но ходатайство психдиспансера было судом в итоге предсказуемо удовлетворено и шамана было решено оставить под надзором врачей в стационаре. Конечно все это будет оспариваться в дальнейшем, но пока веры в то, что жалоба эта будет справедливо рассмотрена, никакой.
О: Тимофей, одну секунду, но его по закону могли оставить под принудительной госпитализацией только в одном случае — если бы он представлял опасность для окружающих или себя. Как они это доказывали?
Т: Ну если говорить об опасности для себя, то никаких суицидальных признаков у него не было. Так что вменяют ему лишь только то, что он провозгласил себя шаманом и то, что он предлагает идти в Москву изгонять демона из главы государства.
О: Мечтать изгнать демона из главы государства — это они называют опасностью для общества?
Т: Да. По заключению врачей психическим отклонением считается то, что он призывает изгнать демона. И он вот вообразил демона и собирается в далекий путь и кто его знает, что по пути с ним случится — это опасность для него самого и для людей, которые к нему присоединятся.
О: А с чего вообще началась эта принудительная госпитализация, когда человек сидел дома на самоизоляции и никуда в этот момент вообще не шел? С чего вдруг начался штурм его дома?
Т: Это для нас некоторая загадка. Потому, что они якобы охраняя врачебную тайну, скрывают это все. Но как сейчас известно, его госпитализировали по жалобе врачей, которые приехали к нему брать тесты на короновирус, а он отказался их впустить. И вот то, что он отказался от насильственного тестирования, т.к. не имел никаких контактов с больными, находился на самоизоляции и ни с кем не контактировал, в отличии от этих врачей, вменили ему в вину, как психическое отклонение и вызвали полицию и психиатров. И загадка в том, кто же направил к нему тех врачей для тестирования на короновирус и на каком основании.
Мистика или форма выражения?
О: Тимофей, а вот вы сами как относитесь к этой мистике шамана? Вы в нее верите?
Т: ну это вопрос не веры, а вопрос понимания ситуации в стране, что действительно у нас застой власти происходит. И все это понимают. Но кто-то принимает это за стабильность какую-то полезную, но на самом деле такая «стабильность» никогда не бывает полезной. Потому, что мы это проходили уже много раз и как историк по образованию я тоже могу это подтвердить. Ничего хорошего в застое нет. Как и для здоровья физического и психического, так и для экономики и пр. И человек просто открыто об этом заявил, что надо что-то менять. А почему такой сакральный оттенок он выбрал для формы этого заявления? Ну потому, что во многом у нас все рычаги выражения мнения уже давно закручены. СМИ государственные работают исключительно как пропаганда, политических инструментов совсем нет. Все депутаты — они единороссы и они прикормелнные, коммунисты и справедливороссы тоже из одной кормушки кушают и в итоге у людей нет никакой возможности выразить свое мнение и несогласие с чем-то. И создается ситуация, что мы верим и надеемся только на какие-то высшие силы, что может быть они нам помогут и спасут. И вот поэтому много людей и поддержали эту волну. Здесь не вопрос веры в шаманизм или высшие силы. Это просто напросто выражение какого-то не то, что протеста, а точно уж несогласия с нынешней ситуацией.
О: А вот в Кремле получается верят в шаманизм, раз они так испугались Габышева?
Т: Ну это у них надо спрашивать почему такая реакция. Не секрет, что люди, которые приближены к власти, они порою склонны к мистицизму и естественно если люди вокруг них, которым выгодно, когда они так настроены. Конечно может быть у них есть там какой-то штатный колдун или эксперт по астрологии, который им растолковывает, что допустим по каким-то древним сказаниям пришло время бунтаря, который как в сказках способен вынуть меч из камня и пойти побить дракона и прочее. И мол чем раньше вы этого парня задавите, тем ваше будущее будет более надежным. Кто его знает. Может они верят во что-то сами.
О: Ну во-первых я вам скажу, что в день, когда забирали шамана, перед этим ночью над Москвой было практически Северное сияние и белое небо — было светло как днем. Мистическое явление. И на следующий день вот они пошли с утра штурмовать дом Габышева в Якутске. Т.е. они видимо верят вправду, что он способен им что-то наколдовать. А Валерий Соловей откровенно говорит, например, что они в Кремле чуть не черные мессы проводят.
Т: Ну об этом я ничего сказать не могу — свечу не держал, а полагаться на слухи как журналист я не могу. Есть ведь слухи и что Путин у нас не настоящий, чего только не говорят.
О: Ну в это я не верю. Путин настоящий.
Т: Я к тому, что шаман у нас больше способ выражения желаний каких-то перемен. Он символ этого движения.
О: Социокультурное явление, а не религиозное?
Т: Вы знаете, с тем упорством, с которым его хотят сейчас задавить, можно уже верить, что это действительно что-то религиозное. Потому что так попирать право и так нарушать закон, адвокатов не пускать на заседание суда, говорить, что они там лишние и свидетелей задерживать жестоко — это уже предел наглости и предел разумного.
Репрессии и политика
О: О, ну это Вы просто не следите за тем что в Москве происходит. Во время летних протестов все, что Вы перечислили там было нормальным уже явлением. А вот вы там в Якутске видимо впервые начали сталкиваться. Уже и до вас докатилось. Кстати, вот Сергей Тихий — сторонник шамана, он и сегодня пострадал и вообще его прессуют, на него какие-то уголовные дела пытаются заводить?
Т: Просто напросто его, как одного из соратников шамана выживают из Якутии. Хотят что бы он уехал отсюда. Постоянно задерживают под разными предлогами, устраивают ему проблемы. Потому, что он открыто поддерживает шамана.
О: Они его запугивают? Применяют к нему физическую силу (помимо того, что случилось сегодня)?
Т: Они его все время задерживают, он пишет объяснительные, платит штрафы, а сегодня его вообще душили. Это же можно расценивать как способ давления? Хотят что бы человек уехал и больше с шаманом не общался.
О: А вот мэр Якутска поддержала освобождение Габышева, как пишут СМИ? Просто удивительно по нашим временам.
Т: Ну здесь можно только радоваться, что человек, который был избран на пост мэра действительно держит слово и продолжает быть не только на словах, но и на деле народным избранником. И соответственно, как человек, который имеет ответственность за город и горожан, она имеет право выразить свое мнение к этой ситуации. И это очень хорошо, потому, что сложилась с стране какая-то такая опция, когда подобные вещи людям муниципального даже уровня нельзя почему-то комментировать — якобы это не их удел и в политику нельзя вмешиваться. Т.е. все должны мэры или главы муниципалитетов в тряпочку уткнуться и молчать. Но это же неправильно, потому, что муниципалитет наоборот ближе к народу, чем другая власть. И потому здесь, когда мэру ситуация не нравится и она видит в этом пример возвращения ко временам, когда любого можно было просто так объявить ненормальным и посадить в психушку — это неправильно вообще и возвращаться к этому нельзя. И я это мнение полностью поддерживаю всей душой, потому, что действительно не должно быть такого.
О: Подождите, так она у вас избранный мэр, не назначенный?
Т: Да, конечно. Да вы что?! Якутск уже сколько лет борется за то, что бы сохранить выборы мэра. И мы чуть ли не один из трех городов в России остались, где выборы сохранились.
О: А от кого она? От какой партии или движения?
Т: Она на момент выборов была беспартийной. Но потом, когда стала мэром, ее принудили стать сочувствующей Единой России. Но она не член этой партии, а просто контактирует.
Что дальше?
О: Тимофей, и что дальше? Как, по вашему мнению будут развиваться события?
Т: Ну как вам сказать? Вот у нас тут в самом Якутске людей, которые готовы выйти протестовать против незаконного удержания шамана мало. Есть большая группа поддержки его в Бурятии, но пока режим обсервации не снимут, им к нам сюда не добраться.
О: А как вообще горожане к Александру относятся? Поддерживают ли его. Вне акции протеста, просто в соцсетях, в разговорах?
Т: Да поддерживают. Но хотелось бы более активной поддержки. Что бы она выражалась более публично. Но пока этого особо не видно.
О: Ну есть же часть сторонников активных?
Т: Да, и если судить по соцсетям, то люди в большинстве случаев сейчас ему сочувствуют и считают происходящее ненормальным, когда человека за собственные убеждения хватают и укладывают в психушку. Конечно есть те, кто говорит: «Правильно, так ему и надо», но их явное меньшинство, единичные случаи.
О: Спасибо большое Тимофей за развернутое описание событий.
Комментарий эксперта
За профессиональным комментарием мы обратились к Андрею Александровичу Прокофьеву, КМН, эксперту, психиатру наркологу:
О: Андрей Александрович можно как-то прокомментировать ситуацию с Александром Габышевым? С той экспертизой и принудительным лечением, когда его объявили опасным для себя и окружающих?
А: Из той открытой информации, которой я владею, в том числе с сайта «Якутия Инфо», могу сказать, что волюнтаризм, который могут позволить себе в своих заключениях психиатры, зашкаливает до фантастики. Потому, что есть виды экспертиз в криминалистике, которые очень точные — баллистическая, почерковедческая, фонографическая, а здесь во-первых степень волюнтаризма достаточно высокая — это когда эксперт говорит на основании своего личного мнения, и второе, что самое печальное, в ситуации с Габышевым все превосходит даже эти допустимые степени волюнтаризма, потому, что все равно какие-то критерии у нас в психиатрии есть и те моменты, которые были высказаны адвокатом Ольгой Тимофеевой, я с ними полностью согласен. Что значит опасен для себя и окружающих? Нужны же какие-то доказательства того, что он опасен. Он что совершал какие-то суицидальные попытки? Их нет, значит он не опасен для себя. Он что, совершал какие-то попытки нападения? Нет! Т.е. все эти заключения высосаны из головы экспертов и ни на чем не основаны. И очевидно, что это — политический заказ. Обычно, когда говорят об опасности для себя и окружающих, это все возникает не само по себе, а в рамках какого-то тяжелого заболевания. Ну т.е., например, человек опасен для себя и окружающих в состоянии острого алкогольного психоза. Но это состояние относительно быстро лечится. Да, в состоянии «Белой горячки» так называемой, человек бегает с топором, нападает на кого-то, может совершить суицидальные попытки, в зависимости от того, какие там у него видения были, но даже это лечится в течении нескольких дней. Тоже самое при шизофрении — возбуждение, психоз, маниакальное возбуждение и т.д. Но все это тоже лечится быстро и для этого главное должен быть большой бекграунд у человека, должны быть факты. Я не видел самой экспертизы для подробной рецензии, но из той информации, которой я владею — суициальных мыслей и попыток не было, попыток агрессии не было, с топором на полицейских или просто на граждан не набрасывался.. Ну так на основании чего было сделано это заключение? Я думаю, что только на основании политического заказа.
О: Ну а выход какой из данной ситуации?
А: К сожалению выход из данной ситуации тоже только в политической плоскости. Потому, что в годы тоталитарного режима коммунистического у нас были такие репрессии — диссиденты регулярно подвергались им и незаконно содержались. Сменился строй, сменилась политическая атмосфера в обществе и все эти злоупотребления, их как рукой сняло.
О: А законы какие-то приняты, что бы этого не было?
А: Законы были приняты в начале 90-х, достаточно грамотные и хорошие.. Но, насколько я понимаю, тут все законы наши гибридным образом нарушаются. Если адвокатов не пускают на судебные заседания, то я не знаю была ли у них возможность вообще познакомиться с экспертизой, была ли возможность на нее написать рецензию, предложить встречную экспертизу, которую посчитает необходимым адвокат провести. Скорее всего ничего этого не было. Т.е. формально сейчас законы у нас либеральные и демократические, но у нас помимо закона есть еще правоприменительная практика. Например, у нас по закону нельзя арестовывать за одиночный пикет, но по практике, как мы сейчас знаем, можно.
О: Спасибо большое Андрей Александрович за развернутый комментарий.
«Русский Монитор» будет следить за происходящим сейчас с шаманом Александром Габышевым и рассказывать своим читателям.
Беседу провела Кортунова Ольга.