Русская интеллигенция изливает обиды на украинцев в ранее неизвестной газете с названием «Родина» (возможно, ее сумели на какое-то время открыть бывшие журналисты разогнанных дедушкой Лениным «буржуазных» газет (№11 от 20 апреля 1918 года)). Мол, не оценили украинцы нашей прошлой общей героической борьбы с проклятым самодержавием. А еще в апреле 1918 года было неизвестно, захватят ли украинцы при поддержке немцев Ростов, но большевики на всякий случай бежали из города, предварительно и там «скоммуниздив» все ценное вагонами.
«Бестактность»
А.А.Яблоновский получил от госпожи Христины Алчевской замечательное письмо, освещающее позицию идейных украинцев в роковом вопросе о взаимоотношении с Россией. Г-жа Христина Алчевская, украинская писательница и поэтесса, была, конечно, связана с передовыми кругами русского общества и не могла не знать, какую упорную, многостороннюю борьбу вели эти передовые слои с проклятым самодержавием, одинаково накидывавшем цепи как на русский, так и на украинский народ, и на все народы, населяющие Россию вообще.
Теперь эта «украинка» пишет: «Всякий искренний и неподкупный украинец в данное время предпочитает (знайте это!) российскому игу все, только не «сиамскую близость к великороссам». Не только варварство цивилизованных милитаристов после этого ему милее, но если бы даже дикари Полинезии закабалили Украину, то нынче нам это показалось бы раем сравнительно с тем, что мы выстрадали до сих пор».
Она заявляет далее, что близость к великороссам для украинцев невозможна из-за обид и несчастий, причиненных украинцам «вашими царями и большевиками». А.А.Яблоновский совершенно правильно спрашивает гордую украинку: что это за «ваши и наши»? Давно ли начался этот дележ? Не гораздо ли важнее то, «что малоросские души продавались по одной цене с русскими душами и что слезы «вашего» народа история соединила в один общий поток со слезами «нашего» народа. И был один народ и одни слезы…
Что же, оторвавшись от России, украинцы нашли свободу? Они могут гордиться «самостийностью»? Они могут не бояться окрика и штыка императора австрийского? Не переменили ли они только фирму рабства?.. Есть у них сейчас основания для гордой осанки, есть ли у них право говорить «мы и вы»? Не в их ли двусмысленном поведении лежит разгадка того, что Россия раздавлена немцами скорее, чем это можно было ожидать? Ведь не следует забывать, что хлебородная Украина была сейчас гораздо более нужна немцам, чем голодная Великороссия. И готовность, и уступчивость, и даже прямая измена украинских петлюр, конечно, расчистили почву для победного въезда в Россию г. Мирбаха…
История очень любит повторять следствия, вытекающие из одинаковых причин. Вспомним статью Н.Г.Чернышевского «Национальная бестактность». Написана эта статья по поводу появившегося во Львове в 1861 году русинского «Слова». В статье «Наша программа» г.г.австрийские украинцы писали: «Мы существуем как русины и как русины имеем свое особенное происхождение, обычаи, язык и веру… Все это мы любим с таким жаром, что готовы пожертвовать за это нашей кровью до последней капли».
Но… «мы смотрим на свою страну как на провинцию Австрийской империи. Этой империей владеет государь, которому мы верны не по одной привычке, но и по здравому размышлению».
Цитируя эту программу, Чернышевский говорит:
«Львовское «Слово» объявляет от имени русинов, что они не хотят соединяться с другими малороссами, что они — верные защитники австрийской монархии. К чему же говорить о национальности, если не хочешь национального единства? Подобные чувства лучше излагаются на немецком языке».
Переменив «ориентацию», русские украинцы забыли, что перемена эта не даст им возможности свободно излагать свои «чувства» к своей национальности. Подобно австрийским русинам, они, изменив России, делаются подданными короны австрийского императора; быть может, и им уже теперь, под командой Гинденбурга, удобнее излагать свои чувства к России на… немецком языке?
А что же вы предлагаете взамен? — могут спросить украинцы. Жизнь под большевиками или под будущим русским царем?
Конечно, если украинцы думают, что им будет легче жить под царем Австрии, — это их дело. Наше дело сказать им: гордиться нечем, и за чечевичную похлебку австрийского царизма не стоило предавать Россию, с которой был кровно связан не только украинский народ, но и миллионы русских крестьян, живущих на Украине.
Исход был и есть совершенно другой: бороться за такой строй российской державы, который дал бы возможность всем народам России свободно развивать свою национальность. Бороться вместе с передовыми элементами русской демократии…
Ек.Кускова (Она же Прокопович — публицист и издатель, активист революционно-народнического, затем либерального и масонского движений. Жена экономиста Сергея Прокоповича, министра продовольствия Временного правительства. После прихода к власти большевиков супруги Прокопович не примкнули ни к одной из борющихся сторон, выступая одинаково как против «красных», так и против «белых». Занимались организацией помощи беспризорникам и голодающим. В 1922 году супруги Прокопович были высланы за границу, умерли в Швейцарии в 1950-е годы в возрасте 84 и 89 лет — прим.ред.).
Ростов
…Сейчас неопределенность судьбы Ростова — самый жгучий вопрос в городе. Большинство обывателей ждет, когда же Украина возьмет «свой» Ростов! Слишком заманчивый и аппетитный кусок — Ростов — для каждой республики, и за обладание этим куском будет, вероятно, бой.
А пока полоса вооруженных грабежей все ширится. Покинувший Ростов бывший военный комиссар Войцеховский увез с собой 35 вагонов почтовых посылок, жидкое топливо (бензин, керосин, нефть), назначенное для рудников, вследствие чего некоторые рудники принуждены остановиться. Попутно Войцеховским были захвачены вагоны с апельсинами, яблоками, орехами, консервами, рыбой и т.д…