Отношения России с другими странами, особенно с соседними, на протяжении последних столетий последовательно строились по принципу «мы лучше знаем, что вам надо.
Леонид Сторч
Для тех, кто не следит за футболом, поясню: 27 марта, сборная Черногория принимала сборную Россию в отборочном матче Чемпиона Европы 2016. Принимала, надо сказать, довольно враждебно. Уже на первой минуте во вратаря Акинфеева попали горящей петардой, и его отвезли в госпиталь. А за 20 минут до конца матча, при счете 0:0 и откровенно посредственной игре россиян, в полузащитника Комбарова метнули каким-то предметом. Кто-то утверждает, что – монетой, кто-то – что зажигалкой или даже ножом, а может, и всем этим вместе. Как бы то ни было, арбитр игру прекратил и увел команды с поля. Весьма вероятно, что теперь черногорцам зачислят поражение со счетом 0:3. Российские болельщики в хозяев поля ничего не кидали, но зато, как сообщают некоторые источники, сожгли флаг НАТО, куда собирается вступить Черногория, вывесили флаг «Новороссии», запрещенный УЕФА, а в перерыве бомбардировали местных болельщиков креслами. Хозяева в долгу не остались.
Этот инцидент активно комментируют в СМИ, сетуя на неорганизованность проведения матча, на разнузданность черногорских болельщиков и жалея российских футболистов. Однако мало кто из комментаторов касается сути проблемы. А суть состоит в том, что петарды, зажигалки и кресла имеют очевидный политический подтекст и отражают новое отношение черногорцев к России.
Как минимум с начала 19 в. Черногория по праву считалась одним из самых верных союзников России на Балканах. За последние годы многие россияне переехали сюда на постоянное место жительство, вложив значительные средства в экономику страны. Тысячи посетили Черногорию как туристы. Родственные языки, почти что общий алфавит (правда, латиница приобретает все большую популярность), общая православная религия. Накануне матча российские журналисты умиленно сообщали, что любимые поэты Черногории – это Пушкин и Высоцкий. Казалось бы, что еще надо для дружбы? И все же на инаугурационном матче маленькая 700-соттысячная Черногория отнюдь не по-родственному воспринимала «большую сестру», 140-миллионую Россию.
Как я писал в своем недавнем посте отношения России с другими странами, особенно с соседними, на протяжении последних столетий последовательно строились по принципу «мы лучше знаем, что вам надо». Это называлось «озабоченностью об интересах братских народов». Сей патерналистский принцип подразумевал, что «братские народы», кои слишком далеки от великорусского величия и многовековой мудрости, сами не в состоянии понять, что им нужно для счастья. Действительно, как какие-то Латвии и Чехословакии, обретшие государственность лишь в 20 в., могли решить свою судьбу лучше, чем достославный Третий Рим, он же Первое в мире государство рабочих и крестьян, он же Великая нефтегазовая держава? А вот российские и советские правители считали, будто знают, как надо жить прибалтийцам, полякам, финнам, югославам, афганцам. Теперь они знают, как надо жить украинцам.
Украина оказалась не единственной страной в православном, пользующемся кириллицей мире, которая предпочла «Третьему Риму» Первый Рим, а с ним и всю Западную Европу. Черногория стала официальным кандидатом на вступление в ЕС еще в 2010 г. Она перешла на евро и сейчас прилагает все усилия, чтобы как можно скорее вступить в НАТО. В мае 2014 г. она присоединились к евросоюзным санкциям против РФ. При этом черногорское руководство, стремясь сделать хорошую мину при плохой игре, уверяло Кремль, что «крымнаш» и «новороссия» тут не при чем – просто «евросоюзники» и натовцы заставили. Но дипломатические реверансы не помогли скрыть смену общественного настроение в отношении России: идея о том, что в 21 в. Кремль будет кромсать карту Европы, черногорцам не понравилась. Особенно им не понравилась великодержавная позиция посла РФ в Сербии Александра Чепурина, который в позапрошлом году, комментируя стремление Черногории вступить в ЕС и НАТО, хамовато заявил: «Это как мода. Сначала кто-то это делает осознанно, а затем появляются многие, которые бегут за ним, надеясь на бананы».
Ситуация еще более обострилась, когда на фоне военных действий в Донбассе, в столице Черногории г. Подгорица появились многочисленные антироссийские плакаты. Они, в частности, гласили: «Bolje banana u ruci, nego ruska čizma na vratu» («Лучше банан в руке, чем русский сапог на шее»). Российская сторона выразила протест в данной связи, но от этого политическое восприятие России черногорской общественностью не улучшилось.
Среди футбольных болельщиков, пришедших вчера на матч со сборной Россией, было немало таких, кто непримиримо относится и к действиям Кремля в Украине, и к оскорбительным замечаниям о бананах. Вид флагов Новороссии, назидательно вывешенных патриотичными гостями из России, и сожженный флаг НАТО, мог усилить их непримиримость. Я совершенно не поддерживаю тех, кто пулял, чем попадя, в российских футболистов, и не призываю решать политические проблемы петардами. Но игнорировать общественное настроение, даже если оно кажется неправильным, — не менее примитивно и близоруко. К чему выставлять себя няшечками и, поджав губы, удивляться, почему нас не любят и зажигалками в нас кидаются? Как бы, например, прореагировали местные болельщики, если бы во время войны во Вьетнаме американская баскетбольная сборная приехала в соседний Лаос или хотя бы Китай? Вряд ли бы они принимали гостей с распростертыми объятиями.
Спорт и политика, может, и не совместимы. Но настроение масс совмещается со спортом очень хорошо. Сейчас гастроли в Россию отменяют многие артисты и общественные деятели, лидеры большинства западных стран отказываются от участия в праздновании 70-летия победы. Теперь и российских футболистов стали закидывать неуместными предметами во время игры. Такое вот отношение к России сформировалось в мире за последний год.
Кстати, если говорить о спортивных аспектах описываемого инцидента, то сборной России еще очень повезло: при ее невразумительной игре, грозившей серьезнейшими проблемами главному тренеру Фабио Капелло и всему Российскому Футбольному Союзу, «техническая победа» со счетом 3:0 станет подарком судьбы.
А Пушкина в Черногории, наверное, все-таки любят. Особенно вот эти его строчки из «Песен западных славян»: «’Черногорцы? Что такое?’// Бонапарте вопросил // ‘Правда ль это племя злое // Не боится наших сил?» И действительно, похоже, что ничего не боятся, даже, когда это идет им же во вред.
Обсуждение закрыто.