О. Юрий Кролевський – один из первых священников Украинской Греко-Католической церкви (УГКЦ) на Полтавщине, чье служение начиналось в еще 1990-е. Сейчас о. Юрий служит в приходе Пресвятой Троицы в Полтаве. Корреспондент Русского Монитора побеседовал со отцом Юрием об отношениях между различными христианскими конфессиями на Правобережной и Восточной Украине.

О. Юрий, как представитель Греко-Католической церкви, что вы можете сказать об взаимоотношениях между основными христианскими церквями в Украине? Есть ли какие-то напряженные моменты? 

Украинская Греко-Католическая Церковь рассматривает другие Церкви Киевской традиции, как братские Церкви, разные конфессионно, но все же объединенные одной традицией.

Верховный архиепископ-эмирит кардинал Любомир Гузар в своем программном документе «Один народ в Краю на киевских горах» говорит о Киевской церкви, как о разделенной, и бОльшую вину в этом возлагает на центры христианства – Рим, Константинополь и Москву. Они в своем соперничестве рвали тело Киевской церкви. Нам, украинским христианам, нужно понять, что разделение вредит нашей духовности.

С другой стороны, мы понимаем, что попытки насильственно подчинить себе иную конфессию ни к чему не приводят, кроме большей разрухи. Мы предлагаем отказаться от церковного эксклюзивизма, который мешал украинскому христианству пребывать в гармонии со всем мировым христианством. Мы выступаем за отказ от юрисдикционного подчинения, вместо него мы предлагаем сестринское сопричастие.

Это что касается общего взгляда на проблему объединения. Отсюда и существующее поведение наших епископов и священников: мы с радостью идем на контакты с представителями других конфессий.
В отдельном русле идет сотрудничество с протестантскими церквями и мусульманами Украины. В основном это социальные проекты.

В последнее время никакой напряженности в межконфессиональных отношениях нет. Мы развиваемся параллельно. Хотя иногда чувствуется напряженное внимание со стороны епископата УПЦ МП: несколько нервно они относятся к успехам остальных конфессий.

 Много ли прихожан у Греко-Католической церкви на Полтавщине? И, если вы осведомлены о ситуации, на Востоке — в частности, в Донецкой и Луганской областях?

У нас на Полтавщине 15 парафий (приходов). Полтавские приходы входят в Харьковский экзархат (Сумская, Харьковская, Полтавская обл.) Есть женский монастырь Сестер Милосердия св. Викентия. Сестры занимаются сиротами. Очень много внимания мы уделяем молодежи и детям. Средний возраст прихожан полтавской парафии Пресвятой Троицы, в которой я служу, – 35 лет. В приходе в воскресенье на литургии в любую погоду присутствует 120 человек. Интересно, что к религии больше тянется молодежь. Старшие люди воспитаны в атеизме. Советское воспитание вбило им в голову, что быть воцерковленным – опасно. Ну, в крайнем случае можно свечку поставить, хоть и были у меня случаи, когда я крестил стариков. Был случай, когда мной была крещена профессор 72 лет, коми по национальности, родом из Перми.

Очень хорошо развиты структуры УГКЦ на востоке, в Донецкой и Луганской областях. Может, по количеству общин она и уступает УПЦ МП, но по качеству наши общины посильней будут. В каждом райцентре Донецкой области есть наш храм, в Донецке – три храма. А также по селам имеются приходы, некоторые построены еще в 90-е годы, есть несколько монашеских обителей.

 Насколько сильны позиции Московского патриархата, в частности, в Полтавской области, по сравнению с Киевским патриахатом? Есть ли какая-то динамика после событий на Майдане, Крыму и на Донбассе?

Если смотреть на Полтавщину, то больше всего приходов УПЦ МП. Правда, многие из них не действуют. Сейчас, мне кажется, ситуативно большее влияние появилось у Киевского патриархата. УПЦ КП бурно развивается. Также есть условия к развитию структуры УГКЦ. Но безусловно, что и количественно, и по своей активности лидируют протестанты, они составляют серьезную угрозу влиянию УПЦ МП.

Многие священники из УПЦ Московского патриархата сегодня высказываются  за создание Украинской поместной церкви. Усилились ли эти настроения в настоящее время?

Конечно. Если бы решился вопрос с поместностью УПЦ, все бы вздохнули с облегчением. Много священников поддерживает идею поместной Украинской церкви. Трудности имеются с епископами, которые тормозят процесс сближения. Честно говоря, объединения православных ждут и греко-католики. Всегда проще вести переговоры с одним, чем с двумя ревниво следящими за греко-католиками.

 Что ждет Православную церковь Московского патриархата на Правобережной и Восточной Украине в ближайшем будущем?

Прогнозы в церковном строительстве – вещь опасная. Но я все же думаю, что если УПЦ МП не пересмотрит своего отношения к Украине и Москве, то у нее не будет никакого будущего. Церкви, чтобы жить, нужно быть Церковью, а не идеологическим отделом Кремля. Хотя последние постановления епископата этой церкви не вселяют радужных надежд. Пока УПЦ МП, в моем, конечно, субъективном понимании, отстает от народного духовного и национального подъема. Церковь же должна быть проводником и учителем морали и духовности, ей не следует плестись в хвосте событий.