Выборы в Австралии воспроизвели канадский кейс. Подсчёт займёт несколько дней, но итог уже известен: победу вновь одержала Австралийская лейбористская партия (АЛП). У власти остаётся левоцентристское правительство Энтони Альбанезе. Успех АЛП триумфален. В начале года лейбористы, подобно канадским либералам, считались обречёнными на поражение. Но, как и в Канаде, всё перевернул Дональд Трамп. Именно американский президент привёл австралийских консерваторов к электоральному разгрому.
Избирались в субботу 150 членов палаты представителей и 40 из 76 сенаторов. Решающее значение имеет расклад в нижней палате парламента. Более 4 млн избирателей, почти 35% обеспечили АЛП минимум 87 мест. Редкое для австралийского парламента преобладание, чистая победа.
Консервативная оппозиция получила свыше 3,8 млн голосов, более 31% – но потеряли 19 мест и будут иметь только 39 депутатов. Лидер консерваторов Питер Даттон, примеривавшийся к премьерству, потерял даже собственный мандат. Левая партия «Зелёных», консервативно-популистская Австралийская партия Каттера (по имени лидера Робби Каттера) и либерально-популистский Альянс центра удержали по одному представителю. Так или иначе, правящие лейбористы не будут нуждаться в коалиционной поддержке.
Австралийская политическая система сходна с британской, канадской, американской, новозеландской. У власти чередуются две крупные формации. Непримиримых противоречий между ними нет, демократические ценности и национальные интересы создают объединяющие платформы. Но серьёзные разногласия историчны и актуальны одновременно. Есть, из чего выбирать.
Слева АЛП – классическая англосаксонская социал-демократия с исторической традицией опоры на профсоюзы. Позиционируется в духе британских лейбористов, канадских либералов Трюдо, американской Демпартии времён Байдена–Харрис. Массовая опора лейбористов – тред-юнионы и гуманитарные движения.
Справа – Либерально-национальная Коалиция (ЛНП): австралийские консерваторы, рейганисты—тэтчеристы Зелёного континента. Коалиция исторически сложилась как блок Либеральной и Национальной аграрной партий. Либералы, вопреки названию, типичные англосаксонские консерваторы – городские джентльмены, предприниматели, самозанятые. Среда аграриев – зажиточные фермеры.
Особняком стоит Демократическая лейбористская партия (ДЛП). Парламентского влияния не имеет, но активна, что называется, «на земле». Происходит из солидаристского профдвижения австралийских католиков. Его создатель, легендарный Боб Сантамария, почитается во всех политических лагерях. АЛП восприняла от ДЛП тред-юнионистский напор, ЛНП – яростный антикоммунизм, национальные и христианские приоритеты. Пожалуй, именно наследники католика Боба в полной мере воплотили в политике непревзойдённое упорство австралийского характера. Рождённое, в свою очередь, суровой бесшабашностью и жёсткой ироничностью основателей-каторжан.
Лейбористы во главе с Энтони Альбанезе – экономист итальянско-ирландских корней – формируют правительство с 2022 года. Правительственный курс отличался левым креном. Левым – в современном понимании. Не только налоговое перераспределение доходов, расширение социально-жилищного строительства, равноправная интеграция аборигенов, прореспубликанские высказывания (при подчёркнутом уважении к британской монархической традиции). Также – защита прав ЛГБТ, широкий допуск иммигрантов, климатические исследования, зелёная энергетика, критика израильских зачисток террористического анклава Газы.
Одно время это многих привлекало. Но в последний год популярность Альбанезе и его правительства покатилась вниз. Экономические издержки совпали с культурными – слишком много расходов и толерантности. Стремительно рос рейтинг Коалиции ЛНП. Питер Даттон, в молодости полицейский констебль, не уступающий Альбанезе в правительственном опыте, наступательно вёл полемику с премьером. Противопоставлял его стилю свою брутальную резкость. Объявлял культурную войну левакам. Не скрывал, а подчёркивал ориентацию на Дональда Трампа – мол, никто, лучше с ним не сговорится.
Появилась в Австралии и откровенно трампистская партия – «Труба патриотов» («TRUMPet»). Основатель – миллиардер-автопромышленник Клайв Палмер. Лозунг – MAGA: «Сделаем Австралию вновь великой!» Для полноты сходства, несколько активистов попали под уголовку за мошенничество и ложные банкротства. Но «трамп-трубачи» по-любому в парламент не проходили. Зато консерваторы уверенно шли к победе. Пока их американский кумир не въехал в Белый дом.
Присоединить Австралю к США 52-м штатом, вслед за Канадой, Трамп не требовал (вероятно, недоглядел). Но удар «тарифной войны» по Австралии пришёлся ощутимо. Заодно выяснилось, что новый президент США просто не помнит – а может, отначала не знает – об АУКУС: военно-политическом альянсе Австралии, Америки и Британии против китайской экспансии в АТР. Созданном при Джо Байдене.
Отфиксировались сумбурные трамповские метания в международной политике, авторитарные поползновения (за которые австралийцы строго наказывают), а главное, презрение к традициям дружественной демократии внутри и вовне. Ответить за всё это пришлось Даттону с его Коалицией.
Комментаторы очень по-австралийски назвали исход выборов «кровавой баней». Так консерваторы ещё не проигрывали. И не соотечественникам-лейбористам – иностранному президенту. В которого поверили как в самих себя.
Даттон взял на себя полную ответственность за провал, извинился перед однопартийцами, поздравил Альбанезе. Искать виновных на стороне не стал, хотя нашёл бы легко. Но вот это было бы не по-австралийски.
«Сегодня австралийский народ проголосовал за австралийские ценности: справедливость, равные возможности для всех, силу, позволяющую хранить мужество в тяжёлые времена и проявлять доброту к каждому, кто в ней нуждается», – отметил победу Альбанезе. Первое поздравление логично пришло из Лондона, от лейбористского премьера Кира Стармера: «Я знаю, что мы продолжим работать вместе над нашими общими устремлениями. Наше сотрудничество в области обороны, особенно программа АУКУС, продолжит расти. Как стойкие сторонники Украины, мы продолжим вместе выступать против войны Путина столько, сколько потребуется». Поздравил и Владимир Зеленский: «Украина искренне ценит неизменную поддержку Австралии и её принципиальную позицию. Ждём дальнейшего укрепления нашего продуктивного партнёрства».
Надо отдать должное: в главной теме современности – путинской агрессии и украинской самообороне – правительство Альбанезе заняло однозначную позицию. Австралия твёрдо поддержала Украину. И это тоже стало важным фактором отторжения Трампа и трампизма.
Симпатии к американскому президенту и поддержка с его стороны для консерваторов англоязычных стран превращаются в гарантию политической катастрофы. Второй пример подряд. Что ни говори, по-своему Дональд Трамп – великий государственный муж. Походя совершает небывалое.
Роман Шанга