В кризис.ру

Едва ли «президент-неудачник Медведев» (удачное выражение удачливого Дональда Трампа) мог мечтать о такой удаче. Используемый единственно для того, чтобы на его фоне сходить за умного (это удаётся практически каждому, бывший президент, бывший премьер-министр, ныне заместитель председателя Совета безопасности РФ и председатель «Единой России» (обе должности бессмысленны) — превратился в мирового ньюсмейкера. С подачи того же Трампа.

«Приблизились к России», — сказал сегодня президент США о двух атомных подводных лодках. Передислокация совершена по его приказу как верховного главнокомандующего американскими вооружёнными силами. Отдан этот приказ под впечатлением виртуальной переписки с Медведевым. No comments.

Если вкратце, начался текущий тур с рассуждений Трампа про «мёртвые экономики» России и Индии как торгового партнёра России. Медведев дёрнулся пискнуть: «Пусть вспомнит свои любимые фильмы про “ходячих мертвецов”, а также то, как может быть опасна несуществующая в природе “мёртвая рука”». В советских РВСН «мёртвой рукой» называли систему «Периметр» — управление ядерным ударом. За Медведева, видимо, написали знающие. А Трампу это рассказали.

И тут на многолетние бла-бла про «радиоактивные пеплы» впервые прозвучало нечто более-менее сообразное. «Приказал разместить две атомные подлодки в соответствующих регионах на случай, если эти дурацкие разжигающие заявления окажутся чем-то бóльшим», — проинформировал вчера Трамп. С важным добавлением: «Слова очень важны, они часто могут привести к незапланированным последствиям, я надеюсь, что на сей раз так не произойдёт».

Смысл этой фразы глубже и важнее, чем предполагает её автор. Слово политика и пропагандлиста в условиях военной конфронтации (то есть, для России с 2014 года) — это оружие. И отвечать за такие слова придётся по-настоящему. «Может дёрнуть курок пистолета», — напоминал Солженицын здоровые полемические нравы прежних эпох. Нормализовать попутавших берега будет реально полезно. Если для них не поздно.

Перемещение ядерных субмарин, констатируют военные обозреватели, вообще-то процедура рутинная. Но в данном случае это политический шаг. Трамп демонстрирует путинскому Кремлю — надо думать, всё-таки не Медведеву персонально — жёсткую реакцию на ядерный трёп. «Когда заговаривают о ядерном оружии, у меня, знаете, глаза загораются… Ему не стоило этого говорить. Он и раньше всякое говорил. И нам следует всегда быть готовыми», — написал он.

Несколько дней не только Медведев, но и более серьёзные путинские рупоры, а под конец и сам Путин отклоняли ультиматум Трампа. Заявлялись на крутняк в плане готовности к войне. Медведев (кто же ещё) о российско-американской войне говорил открытым текстом, дабы напугать Белый дом. Короче, проверяли американского президента таранной войной нервов. Кто отъедет раньше? И вот — какие-то субмарины поплыли в их направлении.

Правда, известно об этом только со слов Трампа. Но то, что он счёл нужным такие слова сказать, уже несомненный прогресс.

Нет ясности во многих важных деталях. Атомные подлодки – с атомными двигателями или ядерным оружием? Две новых на дежурство или две дежурящих в направлении РФ? Кстати, возникает вопрос: для баллистических ракет с ядерными боеголовками географическая близость или дальность значения не имеет, для такого удара незачем перемещать. Может быть, военная задача скромнее: поражение локальных военных целей без ядерного удара? Это было бы интересным поворотом. Для путинского Кремля тревожнее ядерной угрозы. Потому что реальнее и конкретнее.

«У меня простой совет России: не угрожайте Дональду Трампу и не игнорируйте крайний срок, установленный им. Трамп дал ясно понять, что Путин должен приступить к переговорам, если этого не произойдёт, то последуют вооружение Украины и разрушительные санкции против российской нефтяной индустрии», — рекомендует осведомлённый военно-политический обозреватель Марк Тиссен, бывший спичрайтер президента Джорджа Буша-младшего и министра обороны Дональда Рамсфелда. Этот автор прежде словами не бросался. Как бы ни расходились его оценки с наработанными за полгода трамповским имиджем.

Но есть в нынешних текстах Трампа два момента, вызывающие неизбывный скепсис.

«Бывший президент России, который теперь руководит одним из самых важных советов, Медведев». Очевидное непонимание политической системы РФ. Какие важные советы, чем руководит Медведев? Важность Совбеза после ухода Патрушева сомнительна, хотя обсуждаема. Но Медведев-то в любом случае мебель, хоть и в зампредовском статусе.

Ещё хуже второе. «Это война Байдена. Это не моя война. Эта война никогда бы не началась. Она не начиналась четыре года. О ней даже не говорили. Я обсуждал с Путиным, он не собирался вторгаться в Украину». Это о войне, которая, по признанию того же Путина, идёт с 2014 года. Полное непонимание чего бы то ни было, абсолютная неадекватность в теме. Так не побеждают.

С другой стороны, не так давно с Трампом было много хуже. Некоторое усвоение налицо. Благодаря, в том числе, Медведеву. Почаще бы им общаться.

А неудачнику из российского «важного совета» даёт свою рекомендацию руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак. «Самолёт президента» — есть такое голливудское кино. «Может, со своей любимой водкой он наконец посмотрит правильный фильм. Который напомнит: Америка не терпит, Америка наносит ответный удар». Фильм и правда ничего. Что называется, тупо, но бодро. Однако лихого бойца-президента играет Харрисон Форд. Непохожий на Дональда Трампа.

Артём Михайлов

От РМ