В кризис.ру

Путинская администрация и правительство РФ проводят экстренные совещания, вплоть до ночных. Задача — утрясти бюджетные параметры на 2026 год. В октябре бюджет предстоит утвердить. Рост дефицита уже закладывался в предварительный проект. Но особую тревогу властей вызывает теперь рост теневого сектора и массовое уклонение от налогов. Экономика явочным порядком выворачивается из-под госконтроля. Медленно, но явно и верно. Несмотря на грозные указания из Кремля.

«Профессиональное преступное сообщество», — назвал уклонистов начальник Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров. Принимаются суровые меры: с нынешнего года уголовная ответственность за услуги по уходу от НДС карается до семилетних сроков. Против нелегальной занятости правительство вводит особый план противодействия. Федеральная служба по труду и занятости составляет реестр неблагонадёжных работодателей, трудоустраивающих без оформления. ФНС разыскивает самозанятых со своими фискальными претензиями. В конце прошлого года министерство труда определила численность работающих без оформления в 6,5 млн. Работающих нелегально, с уголовными нарушениями — порядка 400 тысяч как минимум. С тех пор эти показатели могли только расти.

На этом фоне Росстат констатирует снижение темпов подъёма роста ВВП: 1,1% во втором квартале 2025-го после 1,4% в первом квартале. На будущий год Центробанк прогнозирует дальнейшее замедление: до 0,5–1,5%. При том, что итоги года текущего, тоже не лучшего, ожидаются в пределах 1–2%.

Макроэкономические проблемы начинают ощущаться и на бытовом уровне. Ассортимент продовольственных товаров в российских сократился на 2,3%, непродовольственных — на 1,8%, информирует исследовательская компания Nilsen. Торгсети сокращают закупки новинок и площади помещений. В ассортименте повышается доля готовой еды, зато вымываются «лишние» промтовары. Такого рода оптимизацией интенсивно заняты «Лента», «Перекрёсток», «Пятёрочка».

Нагрузка на производственные мощности, инфраструктуру, транспорт достигает предельной допустимости. Кадры задействуются наподскрёб. Это звучит уже не в бравурных отчётах кремлёвскому начальству. Специалисты делятся с публикой печалью, надеясь на понимание верхов. Но не встречают. Из Кремля идут директивы подбавить жару. С изысканием любых возможностей. Ищите где хотите. Разбирайтесь на ночных посиделках. Нужно — сейчас.

Владимир Путин лично напомнил суть на совещании около месяца назад: экономическое управление должно сверяться с политическими задачами. Которые приоритетны. Ранее, на ПМЭФе, он выразился прямее — расширять площади под солдатским сапогом. А отнюдь не под торговыми прилавками. Ресурсы России поглощаются военной топкой. Так будет и впредь. И если от этого растаивают фонды на социальный подкуп — тем хуже для тех, кто в них нуждается. Путин уже предлагал универсальный выход: умирайте от пули, а не от водки.

Население отвечает различными видами бытового сопротивления. Есть и прямое вооружённое, создающее русских Мадхо Сингхов. Но пока что чаще по-тихому. Например, массовым уходом в экономическую тень, привычную с советских времён.

Константин Малухин

От РМ