Правительство Республики Мадагаскар ввело комендантский час в столице Антананариву. Усиленные полицейские патрули и жандармский спецназ подавляют массовые протесты. Пущены в ход дубинки, слезоточивый газ, резиновые пули. Пять человек убиты огнестрелом. Протестующие отбиваются, баррикадируют трассы, жгут покрышки. Начали гореть элитные особняки, банки, магазины, станции канатной дороги. Прогремели несколько взрывов. Лозунги протестов: «Люди, проснитесь! Хватит жить во тьме! Не будем молчать!»
Протестующих пытается организовать и консолидировать движение Gen Z Madagascar — «Мадагаскарское поколение Z». Бьёт в глаза перекличка с молодёжной революцией, только что победившей в Непале. Сходна даже буйная символика, вроде «Весёлого Роджера». Но всё же здесь другое. Непальцы поднялись против покушений коммунистического правительства на свободу информации и коммуникации. Мадагаскарцев довели до ярости более базовые вещи: издевательские отключения света и воды. Тьма, в которой нельзя жить, не просто лозунг. Тут буквальное значение. «Вода основа жизни!» — тоже.
Главы государства и правительства два дня хранят молчание. Где находится президент Андри Радзуэлина, в точности даже неизвестно. Может быть, в Нью-Йорке, на сессии ООН. Премьер-министр Кристиан Нтсай тоже не рвётся объясняться. И уж тем более менеджмент Jirama — госкомпании энерго- и водоснабжения. Впрочем, гендиректор Рон Вайсс всегда находил объяснение, почему по-другому никак и надо спасибо сказать, что не на полные сутки вырубают. Недаром второе название протестного движения: Leo Délestage. Труднопереводимое выражение типа «конец отключения нагрузки».
От властного имени выступил зато генерал Анжело Равелонариво. Начальник полиции и глава совета госбезопасности, координирующего все виды силовиков. Жёсткое патрулирование, разгоны и комендантский час продолжатся до стабилизации, предупредил он. «Для защиты населения», разумеется. Пока неясно, откуда поступил приказ стрелять боевыми из АК-47. Таково вооружение GSIS — Группа безопасности и специального вмешательства, вроде ОМОНа. Во главе полиции и жандармерии стоит генерал Серж Желле. Серьёзный профессионал, в 2021 году сумел после крушения вертолёта и двенадцатичасового одиночного плавания в океане.
Тринадцать сенаторов осудили оппозицию за «попытку государственного переворота». По ныне действующей «конституции Радзэулины», верхняя палата мадагаскарского парламента частично делегируется от регионов, частично назначается президентом. Так что позиция ожидаема. Но опять же не удивительно: первый загоревшийся дом принадлежит именно сенатору. Лалатиана Ракотондразафи, бывшая министр культуры, известна особой преданностью президенту. Её не могли обойти.
Генерал Равелонариво ещё в апреле предрекал массовые беспорядки. Надо отдать должное карательной прозорливости. Хотя рвануло всё же несколько позднее.
18 сентября оппозиционные муниципалы Альбан Ракатоариоса и Клеменс Рахаринирина символически оделись в жёлтое, взяли свечные фонарики и явились в сенат. Потребовали срочных мер энерго- и водообеспечения. Напомнили госпоже Ракотондразафи, как несколько лет назад она сама протестовала против отключений. Мадагаскарцев такие метаморфозы ещё удивляют, не россияне же.
На следующий день обоих арестовали. По двум обвинениям. Первое: незаконное проникновение в здание — типа, «неповиновение законному требованию». Второе: разжигание ненависти — к Ракотондразафи, зачем поминали былое. Но не будем спешить с выводами. «Хоть похоже на Россию, только всё же не Россия».
Вести об аресте быстро разнеслись по острову через соцсети. Обстановка накалилась. Власти игнорили. Чего беспокоиться, если GSIS выполняет приказы. Вчера, наконец, полыхнуло по-настоящему.
Мадагаскар именуют Великим островом. Территория примерно с Францию, среди островов четвёртая в мире (после Гренландии, Новой Гвинеи и Калимантана, он же Борнео). Население тридцать миллионов, примерно как в Непале. Из них только миллионов десять имеют более-менее регулярный доступ к электричеству, если ток подаётся. Живут на Великом острове в целом бедно. Трое из четверых на грани или за гранью нищеты. При том, что 10% бюджета поглощает вышеназванная Jirama. Погромы торгцентров не вызывают восторга и умиления. Но многими воспринимаются как закономерная социальная ответка.
Расположен Мадагаскар в Индийском океане. Отделён Мозамбикским проливом от африканского юго-востока. Но не совсем Африка.
В расово-этническом плане малагасийцы сплавляют африканские народности банту с азиатскими австронезийцами — потомками переселенцев с острова Борнео (не близок был путь от Индонезии). Африканцы селились в прибрежных районах, австронезийцы в глубинных. Возник перекрёсток торговых и военных путей, сложилась самобытная цивилизация. Уникально сплетавшая африканские, индонезийские, арабские и европейские культурные влияния. Доколониальные монархии формировали в основном австронезийцы. Они же комплектовали «туземную элиту» в период французского колониального присутствия.
Французы подчиняли Мадагаскар довольно долго и весьма кроваво. Колониальный статус утвердился в 1897 году. Годом провозглашения независимости стал 1960-й. Первый президент Филибер Циранана был социал-демократом французской выучки, прозападным модернистом и решительным антикоммунистом. Его правление формально сообразовывалось с французской моделью, но постепенно эволюционировало к диктатуре. Результатом стало свержение в 1972 году.
Дальше заскользило по наклонной. С 1975-го, после нескольких переворотов, власть захватил морской офицер и министр иностранных дел Дидье Рацирака. Под его властью установилась «Демократическая Республика Мадагаскар» — режим прокоммунистического толка, с партократией, огосударствлением, цензурой и подавлением протестов. Рацирака даже создал свою зону в Индийском океане — помогал войсками родственному режиму на Сейшельских островах.
Мадагаскар однозначно причислялся к советскому блоку. И политико-идеологически, и военно-стратегически. Но Рацирака умел маневрировать. Расширяя госсектор, не запрещал частный бизнес. Устраивая «дни изучения чучхе», не порывал связей с Францией. Поэтому провозгласить в 1990 году переход к демократии и рынку сумел не хуже ангольца душ Сантуша или бенинца Кереку.
В 1992 году, в отличие от душ Сантуша и подобно Кереку, Рацирака проиграл первые демократические выборы. Но вторые демократические выборы в 1997 году уже сумел выиграть. Вернувшись в президенты, экс-коммунист повёл либеральные реформы круче либералов. Широчайшая приватизация и тёплая дружба с МВФ довели до яростных протестов. В итоге Рацирака был привлечён за коррупцию, но отсиделся во Франции.
Правый популист Марк Равалуманана проводил реформы успешнее. Но до поры до времени. Волну против него погнал в 2009 году левый популист Андри Радзуэлина, тогда мэр Антананариву. Свою партию недавний креакл-рекламист назвал «Молодые решительные малагасийцы», позиционировался как социал-демократ и вывел тысячи сторонников. Его поддержал влиятельный военный — вице-адмирал Ипполит Рамаросон. Пришлось Равалуманане уходить. С тех пор Радзуэлина с коротким перерывом правит в разных ипостасях. Итог этого правления — события дней текущих.
Вокруг бывшего рекламиста консолидировалась административно-силовая группировка. Генералы и сенаторы сами не уходят. Не особо озабоченные массовыми нуждами в свете и воде, они цепки во власти. Мы знаем.
В 2021–2022 годах Мадагаскар был охвачен засухой и голодом. Радзуэлину пытались убить. Но выборы 2023 года он вновь выиграл. Даже на альтернативной основе. Под уличный рёв о гнилом режиме, фальсификациях и лжи.
Антананариву бурлит. Поднимаются демонстрации в иных городах Великого острова. Люди требуют воды и света. «Мы пришли мирно, а они в нас стреляют! Мир должен знать, что они с нами делают!» В Непале развивалось так же. Зря они стрелять начали.
Роман Шанга