Центробанк допустил ошибку в коммуникации по ключевой ставке, признаёт председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Рынок неверно интерпретировал сигнал регулятора. Отсюда рост кредитной активности. «Мы в начале года давали такое, что ставка достаточно высокая, политика достаточно жёсткая, инфляция будет снижаться, и мы будем снижать ключевую ставку», – эти сбивчивые признания прозвучали в выступлении Набиуллиной на Конгрессе финансистов Казахстана.
Речь идет о довольно продолжительном периоде с конца 2023 года – когда ЦБ назначил ключевую ставку в 16%. В августе 2024-го ставка возросла до 18%. «В основном нас услышали, что мы точно будем снижать ключевую ставку, но не услышали, что будем снижать, если будет снижаться инфляция, – вспоминает председатель ЦБ. – Бизнес брал много кредитов по плавающим ставкам в надежде, что ставки будут быстро снижаться. Кредитная активность продолжала расти очень высокими, двузначными темпами».
24 октября совет директоров ЦБ снизил ключевую ставку с 17% до 16,5%. Это стало четвёртым снижением подряд. (Цикл смягчения денежно-кредитной политики стартовал в июне, когда ставка достигала исторического максимума в 21%.) При этом регулятор предупреждает: далее в снижении могут потребоваться паузы. Слишком высоки инфляционные риски. Так или иначе, аналитики отмечают: при всей кредитной активности, получение затрудняется.
Набиуллина делится сделанным выводом: важна коммуникация. Решение по ставке надо объяснять. «Мы постоянно стараемся анализировать свои действия постфактум, что сработало, что нет, что можно было сделать по-другому», – сказала она. Умолчав о главном: финансово-экономические решения принимаются по политическим установкам Кремля. Любые «разогревы» и «охлаждения» ориентированы на нужды войны. В конечном счёте учитываются не столько инфляционные, сколько военно-оперативные и геополитические ожидания.