«Астрологи объявили Неделю Дикости». Вот эта фраза, понятная всем, кто хотя бы чуть-чуть имеет отношение к компьютерным играм, полностью характеризует начало весны 2016 года. Абсолютное большинство знаковых событий нанизывается на термин «дикость», как на шампур. А то немногое хорошее, что тоже произошло, стоит как будто особняком, делая вид, что никакого отношения к последней неделе не имеет.

Начать, разумеется, придется с Москвы. С «Октябрьского поля». С того безумия, о котором уже сказаны миллионы слов и из-за которого сломаны тысячи копий.

Няня

Няня-убийца у метро

Несомненно, история няни-убийцы — она показательна. И не только в отношении безопасности большого города. И не только в отношении федеральных телеканалов, которые на сей раз неожиданно решили пощадить чувства граждан (когда шел поток антиукраинской пропаганды, их никто и не думал щадить!)

Слишком мощной оказалась эмоциональная реакция самих людей — в частности, в соцсетях.

Сторонники Алексея Навального и национал-демократы немедленно вспомнили повестку дня 2012-13 гг., которая, как казалось, растаяла сама по себе — вместе с обрушением курса рубля, усилением малозарплатицы и, как следствие, отбытием множества гастарбайтеров в свои страны. Но оказалось, что только казалось — требование визового режима со странами Средней Азии теперь звучит с удвоенной силой.

На другой стороне внезапно возникших баррикад мы видим все то же, что и в 2013 г.: критика «навальнистов» со стороны правозащитников, утверждения, что няня-убийца Бобокулова — психически ненормальна, а значит, требуется не тюремное заключение, а койка в узбекской психбольнице. Очень сложно, разумеется, поставить точный диагноз, не будучи специалистом-психиатром. Но вот закономерный вопрос: вряд ли кто-то станет спорить с моим утверждением — отрезать головы, хоть детям, хоть взрослым — это дикость, это абсолютно ненормально. Но, в таком случае, можно ли считать вменяемыми членов запрещенной в РФ террористической организации ДАИШ, которые занимаются этим под видеокамеру?

Версии на неделе менялись. То Бобокулова была «доведена» до соответствующего состояния прежней жизнью, то вдруг она заявляет, что «мстит за Сирию».

Появляются и некоторые странные детали — и самого дела, и его освещения в СМИ.

Интернет-издание Medialeaks сообщает:

«Один и тот же человек появился в сюжете Russia Today и в выпуске новостей РЕН ТВ о няне-убийце, причём в первом ролике мужчина утверждает, что был очевидцем трагедии, в другом называет себя дядей убитой девочки. 

В первом видео, опубликованном в канале RT на YouTube, лысый мужчина в тёмном пальто и зелёном свитере утверждает, что стал свидетелем трагедии, произошедшей у выхода из метро «Октябрьское Поле». Он рассказывает, что видел, как женщина в чёрном прошла мимо него с головой девочки и стала кричать, и описывал свой шок от якобы увиденного им происшествия».

Актер

Но если это так, то возникает вопрос — а зачем бы? Из-за привычки, выработанной долгими месяцами антиукраинской пропаганды? Да, тогда актеров-пропагандистов успешно разоблачали — что, впрочем, не остановило их использования. Но здесь-то зачем?!

И вот тут есть над чем задуматься всем остро конфликтующим из-за этой истории сторонам — и вообще всем, кто пишет об «Октябрьском поле». Если эмоциональное напряжение слишком велико, то нет ли возможности создания его искусственным путем? Даже в таких случаях? Не нужно ли это кому-то?

Вот еще из разряда дикости.

Павел Пряников, часто публикующий в своем блоге сообщения о преступности, в том числе и в регионах:

«Коллекторы на двое суток отключили телефоны в ставропольской детской больнице за долг сотрудника учреждения в 70 тыс. руб.»

Что происходит? В любом случае, преступление против детей. Против их родителей. А кто помнит «молотов-коктейль», брошенный «коллектором» в Ульяновске — тогда тоже пострадал ребенок. Он вообще мог сгореть! Но произошла ли в конце января буря, подобная тому, что вызвал адский случай на «Октябрьском поле»? Нет.

А почему нет? А потому что эти дикие происшествия случились не в Москве, а в провинции. А потому что видео или картинки, вызывающей эмоциональную реакцию, нет.

…Очень тревожные новости приходят из Ростовской области, где судят иностранную гражданку, которая (по версии защиты) была похищена в 2014 г. в т.н. «ЛНР» (т.е. на территории Украины), перевезена в РФ, где и был организован процесс.

Савченко1

Надежда Савченко объявила сухую голодовку. Это означает максимум 10 дней жизни.

Совершенно безумное решение о суде поставило российское руководство в тупик. Либо придется передать депутата Верховной Рады Надежду Савченко Украине (чего она и добивается), либо приступить к процедуре насильственного кормления (так поступали с академиком Сахаровым и с политзаключенными в СССР, но нынешнюю РФ ни к чему равнять с советским режимом).

Адвокат Николай Полозов пишет:

«Были у Нади. Её решение неизменно.
Единственное условие и требование Надежды Савченко по прекращению сухой голодовки — немедленное возвращение в Украину.
Сейчас с Надеждой будет встречаться её сестра Вера и консулы. Но, судя по всему, шансов на изменение решения Нади нет».

Савченко

А теперь тоже о дикости, но иного рода.

Доносительство — это дикость и есть. И в начале весны последовало сразу несколько резонансных новостей, связанных с доносами — и атакой на свободу слова.

Начать, к моему огромному сожалению, придется с Санкт-Петербурга: немногочисленные, но очень крикливые и очень заметные реваншисты и «охранители» опять отличились. Отличились на поприще, которое сложно было до нынешнего времени представить «полем боя» — это не пикеты и митинги, не ЛГБТ-прайды, не какие-то публикации в прессе или соцсетях. Речь идет об академической науке.

В Институте истории РАН произошла самая скандальная и самая заметная за последнее время защита докторской диссертации. Тема диссертации Кирилла Александрова — «Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета освобождения народов России 1943–1946 гг.» Т.е. речь идет об армии генерала Власова.

Научное сообщество оказалось к диссертации вполне благосклонным: историк успешно защитился. Но вот движению «Народный собор» и его руководителю Анатолию Артюху (помощнику депутата ЗС Милонова, известному своими попытками сорвать антивоенные акции в 2014 г.) диссертация страшно не понравилась.

Артюх1

Февраль 2014 г., Артюх и полиция

В прокуратуру Петроградского района (институт истории находится у метро «Чкаловская») полетело обращение от руководителя движения «Народный собор», помощника депутата Милонова Анатолия Артюха.

По информации «Фонтанки», в бумаге предлагалось присмотреться к диссертации на предмет соответствия статье 354 Уголовного кодекса («публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» наказываются штрафом до трехсот тысяч рублей или лишением свободы до трех лет; «те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации» – до пяти лет тюрьмы).

Сам Артюх отрицает, что упоминал конкретные статьи УК.

– Статьи должна определять прокуратура. Эксперты «Народного собора» – юрист, филолог и историк, от них-то я и узнал о диссертации, – сделали три заключения, на их основании написано заявление. Я попросил применить меры прокурорского реагирования. Я не хочу, чтобы человека казнили или посадили в тюрьму. Я хочу просто-напросто, чтобы диссертаций таких не было. Я хочу, чтобы этот человек сменил тему.

Сам Артюх, заметим, не историк. Но ему очень хочется, чтобы диссертации не было. Вообще-то, людям свойственно хотеть многого. Думаю, некоторым горожанам сейчас хотелось бы, чтобы в Петербурге была солнечная погода — градусов этак +20+25, чтобы можно было уже в эти выходные отправиться на пляж. И уж наверняка всем хотелось бы прибавки к жалованию — и чем больше, тем лучше.

Есть такое просторечное слово — «хотелки». Наверняка именно его часто произносили работники госучреждений перед тем, как отправить очередную жалобу в мусорку. Но с некоторых пор (а именно, с принятия медведевского закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ») ситуация изменилась. И теперь крикливые персонажи, на которых прежде мало кто обращал внимание, требуют «разобраться». И получают ответы. Как сообщает «Фонтанка.ру», прокуратура изучает диссертацию о власовцах на предмет «призывов к развязыванию агрессивной войны».

Но чтобы написать донос не просто на конкретных людей, а на общественность — вот такого, пожалуй, еще не случалось. До нынешней недели.

А на нынешней неделе донос появился. В Екатеринбурге.

Кажется, это аксиома: любой гражданин может подарить любому другому гражданину ноутбук. Вот просто взять — и подарить. Или дать деньги на ноут, что, по сути, то же самое. Но для активистки кремлевского ОНФ по фамилии Рытвина это совсем не аксиома.

рытвина1

Валерия Рытвина

История касается все той же Екатерины Вологжениновой, уже осужденной (к исправительным работам и уничтожению орудий «преступления» — ноутбука и компьютерной мыши) за «неправильный» перепост картинки в соцсети ВКонтакте, где у нее было на тот момент 4 (четыре) подписчика.

Демократическая общественность средства на новый ноут собрала. А вот перечислить их не смогла — карточка Вологжениновой заблокирована.

И вот тут нужна очень важная оговорка. Именно по «экстремистским» статьям происходит эта самая блокировка. Мы прекрасно знаем, что «экстремистами» чаще всего признают людей за «неправильные» высказывания в Интернете, а не за какие-то реальные дела. Не является ли блокировка счетов (таким образом «борются с финансированием экстремистской деятельности») двойным наказанием, запрещенным законодательством РФ?

Вопрос этот должны окончательно сформулировать не мы, а юристы. Сформулировать — и задать, вплоть до Верховного Суда.

Так вот, ноутбук Вологжениновой все-таки подарили. А теперь Рытвина просит проверить тех, кто собирал деньги и дарил ноутбук.

«Если ты живешь в государстве, которое предоставляет тебе социальные гарантии, ты все-таки уважай его немножко. Не нравится — уезжай. Нет, она хочет жить в России, но говорит, как тут все плохо. И из-за таких людей у нас не сегодня-завтра случится то, что, к сожалению, случилось на Украине…

…Я так понимаю, что скидывались люди, которые не только сочувствуют, что у нее компьютера не стало, а которые в принципе против режима».

Из интервью Рытвиной для Ura.ru можно узнать многое, много нам открытий чудных готовят активистки ОНФ. Оказывается, жить в России и говорить, что здесь плохо — это, видимо, нельзя. Оказывается, уничтожение по судебному приговору собственности и блокировка счетов — это, видимо, должно считаться предоставлением государством социальных гарантий. А мать-одиночка с 4 подписчиками в соцсети опасна для государства… Рытвина даже не видит, до какой степени такие слова это самое столь любимое ею государство принижают.

Но дело не в этом. Разумеется, ее заявление будет принято. Разумеется, официально Вологженинова была осуждена за кросс-пост картинки, а не за позицию, как говорит Рытвина. И уж вполне очевидно, что граждане РФ пока не лишены права скидываться на что-то и что-то кому-то дарить. Юридических перспектив у заявления, вероятно, немного. Вот перспектив пиара для Рытвиной — их значительно больше.
Правда, не очень хороший, на мой взгляд, пиар. Русский народ, какова бы ни была пропаганда, всегда не очень хорошо относился к понятию «донос», а Довлатов, помянувший «4 миллиона доносов» в сталинское время, забыл уточнить: это совсем не означает 4 миллиона авторов доносов, их было гораздо меньше.

А в Ставрополе продолжался суд по делу об оскорблении чувств верующих — произошедшем, к слову сказать, в 2014-м (разумеется, в соцсетях) — и вот до сих пор, видимо, все скорбят и скорбят. Лучшее представление об этих скорбящих дает очевидец процесса.

Дмитрий Пикалов пишет:

«Только что вернулся с заседания суда об «оскорблении чувств верующих». На этом заседании был допрос самих «оскорбленных верующих». Это было просто феерично. Один из «оскорбленных» не мог вспомнить название храма, который он регулярно посещает как верующий. Кроме того, он напрочь забыл имя своего духовника, время и место последнего причастия, а так же Символ Веры. Второй был чуть получше. Но умудрился заявить по поводу своих постов с высказываниями Отцов Церкви о всепрощении и любви к ближнему своему, которые размещал у себя на странице в «Вконтакте»: « да мало ли что на заборе написано». Оба дипломированные юристы. Однокурсники».

И вот тут было бы правильным прерваться  — и вспомнить традиционную рубрику о людях, которые не перестают… ну, скажем, удивлять. И, хотя слова произнесены не на нынешней неделе, а чуть раньше, они к ней подходят идеально. Итак, цитирую по News.ru:

«Духовное воинство, духовенство наше призвано быть на передней линии защиты Отечества. И сегодня, может быть, это яснее, чем в прошлые века, потому что опасность исходит не только от физической силы, от оружия, опасность исходит от мыслей, которые способны разрушить целостность, духовное единство нашего народа», — подчеркнул он.

«Он» — это патриарх Кирилл. А, опасность, стало быть, исходит от мыслей.

А поскольку наш мир — это все же не мир романа Оруэлла «1984» (да и там люди хоть как-то, но сопротивлялись), то эти слова — в общем-то, признание капитуляции. Потому что компьютер, при помощи которого мысли высказывались, разумеется, можно уничтожить. даже, как мы видим, по решению суда. Но вот сами-то мысли уничтожить не получится, неужели непонятно?!

Ну, и еще одна история — на сей раз тюменская. Топовый блогер ЖЖ Алексей Кунгуров был арестован, правда, чуть позже отпущен под подписку о невыезде.
Надо сказать, что Алексей Кунгуров относится отнюдь не к либеральному политическому спектру. Но немедленный шум в соцсетях был поднят далеко не только его сторонниками: для многих само понятие «преследование за высказывания» крайне неприемлемо.

ЮХКунгуров

Алексей Кунгуров

Иногда максимальная огласка и шум могут помочь.

Вот что пишет он сам:

«Все, как положено: красные корки в нос, ласты за спину, наручники, немного попинали, немного попугали. В протококоле написано, что я оказал сопротивление при задержании. Так всегда пишут во всех протоколах. А то вдруг задержанному чего-нибудь сломают или порвут. Если в протоколе написано, что «оказал» — значит сам, сука, виноват, а опера — орлы-молодцы.

Старший следователь СО РУ ФСБ по Тюменской области Трунев А. В. сообщил, что в отношении меня возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»), махнул постановлением суда о производстве обыска в квартире с целью изъятия «технических средств», с помощью которых я указанное преступление совершил».

Действительно, гораздо чаще против «неудобных» блогеров применялись статьи 282 и 280. Но, будем надеяться, перспектив и у данного дела все же не окажется.

Кунгурова связывали с т.н. «Комитетом 25 января». Теперь, видимо, связывать не станут. Да и сам комитет, созданный Гиркиным («Стрелковым»), потихонечку задышал на ладан (или, раз уж у нас начало марта, задышал по Чейну — Стоксу). Все дело в том, что Гиркин умудрился поссориться с Эдуардом Лимоновым, и теперь о его массовости можно будет забыть. Одна берлога для них двоих оказалась тесна.

Вот и первая хорошая новость.

Но не единственная.

К примеру, к хорошим новостям можно отнести уход Чурова из Центризбиркома — и назначение туда Эллы Памфиловой.

Или — успешное возвращение на Землю очередной экспедиции с МКС. Очередной «Союз ТМА» (а это на данный момент единственный транспорт на Международную космическую станцию) возвратился с космонавтами Михаилом Корниенко, Скоттом Келли и Сергеем Волковым. При этом Корниенко и Келли пробыли на орбите почти год, проведено множество уникальных экспериментов.

Жаль только одного: в США об этом пишут много, Скотт Келли — один из самых популярных людей Америки, наряду с оскароносцем Ди Каприо. А вот в России о Михаиле Корниенко сообщили где-то между делом. И это, разумеется, не радует.

Так что можно пожелать космонавтам удачи и успешной адаптации на Земле.

МКС2

Спускаемый аппарат на парашюте

И уж если завершать весьма невеселый в целом обзор на хорошей ноте, то напоминаю: на календаре все-таки весна. Все-таки 5 марта, день, когда 63 года назад радиостанции Советского Союза сообщили для кого-то страшную, а для кого-то уже и тогда прекрасную новость об окончании одной из самых мрачных тираний в истории человечества. (В реальности Сталин умер, вероятно, раньше, а бюллетени о состоянии здоровья писались уже о мертвеце).

Лучшая иллюстрация нашлась в блоге Алексея Навального, вот такой многозначительный плакат появился, по всей видимости, на автобусной остановке в Москве:

Сталин1

Ну, и песню Галича вспомнить не мешает, хотя речь в ней идет уже о событиях 1956-го, после ХХ съезда:

Кто-то, конечно, может очень не хотеть ни оттепелей, ни вёсен. Но противостоять оттепелям, к счастью, невозможно.  Как невозможно успешно бросить вызов пробивающейся сквозь все препоны жизни.

Всего вам доброго!

 

Егор Седов