Благотворительная организация, управляемая принцем Чарльзом, получала пожертвования от оффшорной компании, которая использовалась для вывода из России огромных сумм наличных денег по схеме, которая расследуется прокуратурой Британии, — сообщает The Guardian. В публикации, подчеркивается, что речь может идти об одной из самых крупных мошеннических схем, совершенных во время президентства Владимира Путина.
В целом, по оценкам издания, 4,6 млрд долларов (3,5 млрд фунтов) было отправлено в Европу и США из управляемой Россией сети из 70 офшорных компаний со счетами в Литве.
Детали схемы удалось восстановить благодаря анализу 1,3 млн банковских операций, полученных благодаря сотрудничеству организации OCCRP и литовского сайта 15min.lt .
Данные, предоставленные медиа-партнерам, включая Guardian, представляют собой одну из крупнейших утечек в банковской сфере.
Подчеркивается, что нет никаких данных, свидетельствующих о том, что конечные получатели средств знали о первоначальном источнике денег, которые поступили к ним по замаскированному маршруту. Тем не менее, документы указывают, что преступные и законные деньги могли быть смешаны вместе, что делало невозможным отследить первоисточник после того, как деньги, пройдя через цепочку из множества подставных компаний, попадали в глобальную банковскую систему.
Подчеркивается, что отмытые деньги легально использовались для оплаты частных самолетов, строительство частных яхт, элитной недвижимости, футбольных клубов и обучение детей в лучших английских частных школах.
«Это та труба, по которой доходы от воровства перетекают из России на запад», — заявил участник кампании по борьбе с коррупцией Билл Браудер.
В течение многих лет Браудер пытался отследить, что случилось с 230 миллионами долларов, украденными из московской налоговой инспекции бандой, которая взяла под контроль дочерние компании его инвестиционного фонда Hermitage Capital. Данные утечки говорят о том, что некоторые доходы были переданы, в том числе и через эту сеть.
В центре расследования стоит — «Тройка» Диалог», ведущий российский инвестиционный банк, который в настоящее время объединен с крупнейшим в стране банком (Сбербанком — Ред.). Данные говорят, что «отмывочной» деятельностью «Тройка» занималась, как минимум, начиная с 2004 года.
Главным руководителем «Тройки» в то время был Рубен Варданян, армянский финансист, имеющий тесные связи с Путиным, множеством международных знаменитостей и даже членами британской королевской семьи. Два года назад Варданян попал на 99-е место среди самых богатых россиян по версии журнала Forbes .
По данным издания нет данных, прямо указывающих на то, что Варданян лично делал что-то незаконное. Варданян подчеркивал, что, по его мнению, банк хорошо знал своих клиентов и «применял правила и процедуры», которые отвечали требованиям законодательства того времени». И он настаивал, что он не знал, что компании, аффилированные с «Тройкой», получали средства в результате каких-либо мошеннических операций.
Тем не менее полноту всей картины должно восстановить расследование, которое сегодня ведут правоохранительные органы. В частности, в прокуратуре Литвы, поднимают вопросы о необходимости проверить платежи, проведенные банком.
Guardian подчеркивает, что деньги проходили через сеть таким образом, что источники средств были неясны. Речь идет о целом ряде интригующих сделок, в том числе о том, как сотрудники ««Тройки»», по-видимому, помогли организовать перевод 70 миллионов долларов одному из лучших друзей Путина, Сергею Ролдугину.
Виолончелист, являющийся крестным отцом старшего ребенка Путина, был разоблачен утечкой так называемых «Панамских бумаг» как потенциальный получатель денег. Ролдугина подозревают в том, что он является номинальным держателем средств российского президента Путина. Суммы, выявленные новой утечкой еще больше, чем те, о которых было уже известно.
Варданян признался, что слышал о Ролдугине, но сказал: «Я не имел с ним никаких дел. Почему же тогда он получил деньги от «Тройки Диалог»? Я ничего об этом не знаю.
В 2009, 2010 и 2011 годах три перевода от Варданяна на общую сумму 200 000 долларов США были направлены в Благотворительный фонд принца Чарльза. Деньги поступили от некой Quantus Division Ltd — подставной компании Британских Виргинских островов, подчеркивает The Guardian.
По словам Варданян, благотворительными пожертвованиями, предназначенными для «сохранения архитектурного наследия в Англии».
Впоследствии, как подчеркивается в публикации, Варданян привлек еще 1,5 миллиона фунтов стерлингов от группы российских бизнесменов, и принц Чарлз лично поблагодарил их за ужином в 2014 году.
В материалах показано, что в 2007 году 2 млн. Евро из средств Quantus также пошли на оплату поездки покойной рок-звезды Prince в Москву для участия в корпоративном торжестве «Тройки». Еще 20 000 евро было потрачено на участие Варданяна в конференции мировых лидеров в Давосе.
Данные свидетельствуют о том, что Quantus отправил около 500 000 долларов в American Express, чтобы покрыть счета по кредитной карте Варданяна.
Его жена получила платежи в размере 935 000 евро за три года на счет в Испании, а его свекровь Эмилия Зонабенд получила еще 900 000 евро.
Варданян назвал сеть независимым подразделением своего основного инвестиционного банка, — по его словам, её цель «помогать богатым частным клиентам управлять своими деньгами». Он утверждает, что никогда не участвовал в её операциях или управлении, лично не контролировал транзакции или счета клиентов, и не принимал участия в его деятельности. Тем не менее, он не отрицал извлечения выгоды из средств, находящихся там.
Данные показывают, что многие из компаний, управляемых «Тройкой», в том числе Quantus, не были созданы для конкретных клиентов, но объединяли средства разных лиц. Деньги поступали из нескольких законных источников, а затем использовались для финансирования расходов на жизнь десятков людей.
Утечка связывает на то, что некоторые средства, проходившие через компании, входящие в структуру «прачечной», были связаны с тремя крупнейшими мошенническими операциями, самым известным делом из которых было то, что потом стало трагически известным делом Магнитского.
Сергей Магнитский был юристом, работавшим на Браудера. Он погиб в московской тюрьме после того, как обнаружил, что глава московской налоговой инспекции является участником крупной аферы, связанной с возвратом НДС.
Компании, входящие в хаб финансовых структур ««Тройки»», получили в общей сложности $130 млн. от шести подставных юридических лиц, которые, как утверждают в литовской прокуратуре, использовались в мошеннической схеме, разоблаченной Магнитским, — подчеркивает Guardian.
Еще два случая дают основания предполагать то, что через сеть прокачивались средства от криминальных махинаций: в частности, речь идет о 37 миллионах долларов, полученных от мошеннических схем с авиатопливом в московском аэропорту Шереметьево.
Еще 17 миллионов долларов в виде денежных переводов соединяют компании, управляемые ««Тройкой»», с жителем Москвы, обвиняемым в отмывании 50 миллиардов рублей с использованием схем, которые помогли целому ряду предприятий уклониться от уплаты налогов и отправлять деньги за границу.
Ключевым компонентом схемы с участием «Тройки» был литовский банк Ukio, который был закрыт регуляторами в феврале 2013 года после того, как был объявлен неплатежеспособным.
Банк находится под следствием литовской прокуратуры, которой поручено расследовать отмывание денег по делу Магнитского.
Документы показывают, что деньги поступали в банк и из него по сделкам, заключенным, по-видимому, с фиктивными предприятиями, организациями, зарегистрированными в налоговых убежищах, без офисов, без персонала и без присутствия в Интернете или в мире торговли.
«Вы должны спросить себя, почему деньги перемещаются таким образом через несколько компаний?», — сказал Том Китинг, эксперт по отмыванию денег в аналитическом центре Royal United Services Institute. «Это способ запутать источник и собственность».
Связанные с «Тройкой» организации использовались для оплаты расходов, открывающих окно в мир сверхбогатых, — подчеркивается в публикации.
Один из акционеров «Тройки», Валентин Завадников, по-видимому, привлек 70 млн евро со счетов сети, чтобы оснастить и обслуживать две роскошные моторные яхты — Celestial Hope и Quinta Essentia.
Счет для Quinta Essentia, чьи комнаты были наполнены ароматом вина из итальянского виноградника семьи, включают в себя 6 000 евро на электрические раздвижные двери для ванных комнат, 60 000 евро на установку хамама (турецкой бани) и 15 000 евро на «водяные игрушки».
Компании, входящие в сеть «прачечных» «Тройки», предоставили в почти 15 миллионов евро теще тогдашнего губернатора Самары.
В то время женщине было 80 лет, и у нее не было никаких видимых средств для погашения кредита, который, к тому же, не был обеспечен. Данные показывают, что деньги были использованы для покупки земли и строительства дома для отдыха в Испании, к северу от Барселоны.
Зарегистрированная в Панаме компания Airship Universal Inc, также управляемая «Тройкой», в августе 2012 года перевела 126 000 фунтов стерлингов футбольному клубу «Челси» приобретения VIP мест на стадионе «Стэмфорд Бридж».
В мае 2011 года Airship выплатила 100 000 фунтов стерлингов дилерскому центру Rolls-Royce Motor Cars London, по-видимому, от имени российского бизнесмена. Если бы автосалон погуглил этого клиента, они бы нашли статьи, описывающие его как бывшего высокопоставленного сотрудника ФСБ.
Оффшорная фирма, финансируемая Quantus, называемая Flashback Services Limited, тратила значительные средства на частные самолеты. Она заплатил более 42 млн долларов канадскому производителю Bombardier и еще много миллионов на экипажи и обслуживание для двух самолетов, зарегистрированных в британском реестре, и выполнявших полеты с аэродрома Фарнборо.
Варданян продал Тройку в 2012 году Сбербанку за 1 млрд долларов. Но он остается в бизнесе: он является контрольным акционером Америабанка в Армении, а его партнером является Европейский банк реконструкции и развития, которому принадлежит 18% акций. ЕБРР со штаб-квартирой в Лондоне принадлежит национальным государствам, включая Великобританию и США.
Варданян описывает себя как филантропа и социального предпринимателя, который взял на себя обязательство инвестировать подавляющее большинство своего богатства в благотворительные начинания.
В публикации The Guardian подчеркивается, что «Тройка» Диалог никогда не подвергалась санкциям со стороны каких-либо регулирующих органов или правоохранительным структур и «всегда соблюдала международные стандарты прозрачности и соответствия».
В статье также говорится о том, что британские официальные лица потребовали от британских же учреждений проводить более тщательные проверки, прежде чем принимать деньги от оффшорных компаний. Впрочем, увы, мы это уже слышали и увы, неоднократно. Да и стоит ли удивляться тому, что так мало делается на Западе для того, чтобы остановить поток грязных денег из России и других коррумпированных государств: ведь эти деньги так хорошо отмыты, что их не брезгуют брать в руки даже члены королевских фамилий. А может быть просто потому, что деньги не пахнут? Последнее утверждение, почему-то представляется более правдоподобным.
Александра Мельник