Одна из банальнейших и пошлейших вещей, которую в принципе можно допустить в русскоязычной культурной среде — это использование отсылок к «Собачьему сердцу», попытки заклеймить оппонента «Шариковым». Сразу становится ясно, что кроме «Собачьего сердца» человек ничего в своей жизни не читал. А с большой вероятностью не читал и самого Булгакова, а только смотрел известный фильм. Потому что роман — это по сути трибьют «Франкенштейну» Мэри Шелли, где речь идет об ответственности творца перед творением, нет однозначно «плохого» Шарикова и «хорошего» Преображенского. Это уже режиссер Бортко низвел сложное произведение до манифеста советского социального расизма («посмотрите, пролетарий — это собака»), который столь хорошо зашел обласканной властью советской интеллигенции. Это к очередному монологу Алишера «Верблюда» Бурхановича, конечно.

оригинал — https://www.facebook.com/michael.pojarsky/posts/1448238578567091

автор — Михаил Пожарский