4

«Русская Атлантида» — это цикл статей о русской культуре и русской ментальности, специфических особенностях российского социума.

Вот ссылка на предыдущую статью: https://rusmonitor.com/russkaya-atlantida-perevertyshi.html. Все статьи можно посмотреть здесь: https://rusmonitor.com/tag/russkaya-atlantida.

Эта статья посвящена очень характерному для российского общества явлению: уничтожению ответственности. Речь пойдёт о причинах, формах проявления и последствиях аннигиляции ответственности.


Вадим Слуцкий

Глава 8. Аннигиляция ответственности

Любой мало-мальски разумный человек понимает, что социальная жизнь людей невозможна без ответственности.

Когда вождь первобытного племени вёл своих людей на охоту, он понимал, что неудача на охоте подрывает его авторитет. Если неудачи следует одна за другой, его дела плохи. Соплеменники откажутся повиноваться ему – и выберут другого вождя.

Если на строительном участке рабочие кладут кривые стены, пьянствуют и прогуливают, – мастер неизбежно будет уволен.

Если учитель учит так, что его ученики не умнеют, а тупеют, если им недовольны и дети, и родители, – его выгонят.

Без этого – того, что мы называем словом «ответственность» — невозможно нормальное функционирование никакого социума, даже первобытной родовой общины.

Однако русские – совершенно гениальный народ! Когда-нибудь курс «История России» будет стержневым во всех странах мира: как в школах, так и в вузах. Потому что знание истории нашей страны будет признано чем-то вроде вакцины, необходимой для того, чтобы уберечь людей от повторения подобного.

Русские поразительным образом сумели создать огромное – территориально самое гигантское на планете – государство, в котором ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

* **

rusty_pipe_v2_0_by_Haszczu

Мы все, живущие в России, знаем это чисто практически.

Приведу некоторые незамысловатые примеры.

* * *

В конце 1990-х гг. я работал в общеобразовательном лицее № 1 г. Петрозаводска. Должность директора там занимал некто Шабанов Юрий Алексеевич. В лицее он ничего не делал, только часами играл на бильярде со школьными плотником и электриком. Он по профессии биолог, но учитель никудышный, поэтому уроков не вёл.

Помогая избраться Главой Карелии (так официально называется должность губернатора в Карелии) Сергею Катанандову, Ю.Шабанов заслужил его благодарность. Избранный глава наградил верного слугу, назначив того коммерческим директором местного ликёро-водочного завода. Когда дела там пошли почему-то не очень хорошо (вопрос уже стоял о банкротстве), Ю.Шабанов был переброшен на другой участок трудового фронта: стал директором ИД «Петропресс» (контролируемого местной властью). Хотя Ю.Шабанов не журналист, не писатель и не издатель. Потом он избрался в Законодательное Собрание и трудился там. А сейчас работает в карельском правительстве, занимается региональной политикой (ни уха ни рыла в ней не смысля).

* * *

Когда-то нашим участковым врачом была терапевт И.Клевенская. Это мощная женщина, солидная и неторопливая. Однако у неё есть и слабости.

Например, она питает слабость к некоторым лекарствам и всегда выписывает больным именно эти снадобья, даже тогда, когда больному от них становится явно хуже. Так неоднократно было с моей мамой, так что она рецепты Клевенской стала просто выкидывать.

И.Клевенская никогда не снимает обувь, входя в квартиру, какая бы ни была погода на дворе, и не одевает бахилы – так что после неё приходится долго отмывать квартиру. Если больной не хочет выздоравливать, она всегда обвиняет в этом самого больного и читает ему нотации, часто – довольно хамские.

В общем, своеобразный специалист.

Почему она так привержена некоторым лекарствам? Всё просто: она умеет записывать их названия по-латыни. Латынь же, как вы знаете, «из моды вышла ныне», и если правду вам сказать, не все наши врачи знают довольно по латыни – даже чтоб эпиграфы разбирать – а уж тем более – рецептики писать.

В общем, мы от этого «терапевта» официально отказались. И 2 года были вообще без участкового врача.

Известно мне и о том, что не мы одни от этого, так сказать, «врача» отказались.

Однако терапевт Клевенская преблагополучно трудится – и в ус себе не дует.

И таких примеров – миллионы.

* * *

Разве что футбольных тренеров в России иногда увольняют за плохие результаты. Все прочие труженики города и села, как руководящие, так и рядовые, могут быть совершенно спокойны: от результатов их трудовых усилий ровно ничего для них не зависит. Какими бы скверными профессионалами (в смысле – дилетантами) они ни были, сколько бы ни разваливали порученное им дело – всё у них будет хорошо, если они умеют угодить начальству и соблюдают «понятия».

* * *

300410040327_alexandreyev_detail

Как удалось так устроить свою социальную жизнь? И почему эта система не разваливается?

Есть несколько причин.

  1. Основное стремление русских рабов – избавиться от тяжести взрослого свободного социального существования. Об этом я писал в первой статье цикла. В этом – в детской беззаботности, лёгкости бытия – рабы видят главное удовольствие жизни, главную свою радость – и ни за что не хотят от этой сладости отказаться.

Но психологическая лёгкость жизни = безответственность. Именно ответственность за результат превращает, как говорят педагоги и психологи, детскую игру – в продуктивную деятельность. Но это трудно. А играть, ни за что не отвечая, легко и приятно.

Рабы хотят всегда играть – и ни за что не отвечать. Это главная причина.

  1. Начальниками в России – вследствие отрицательной селекции, о которой я тоже уже писал:https://rusmonitor.com/otricatelnaya-selekciya-ili-protivoestestvennyjj-otbor-russkaya-atlantida-glava-4.html – всегда становятся самые ничтожные и аморальные, человеческие отбросы. Для них пребывание в большой красивой должности служит средством компенсации личностной неполноценности и является самоцелью, им это приятно само по себе. Поэтому их интересуют не столько результаты работы подчинённых, сколько непосредственное удовольствие, доставляемое подчинённым при общении с ним. Разумеется, приятен зависимый, раболепный и льстивый подчинённый. Поэтому настоящих профессионалов в России немного (такие люди всегда – с чувством собственного достоинства, и у них часто бывают неприятности на работе). Они – в явном меньшинстве в любой массовой профессии. А масса диктует свои правила.
  2. В России изначально существует весьма специфическая система распределения материальных благ. Она в таком виде существовала ещё во Владимирском княжестве (куда входила и Москва). Именно уклад этого княжества стал основой уклада Московского княжества, Московии и Российской империи – и СССР, и современной России. Все ресурсы собираются центральной властью – и затем перераспределяются: кому сколько дать – решает власть, фактически – по своему произволу. Вот почему для русского человека важно не хорошо работать – а быть в фаворе у начальства. Именно от этого зависит его благосостояние и сама возможность выживания.
  3. В России сложилась традиция, согласно которой жалобы на должностное лицо всегда рассматривает то самое должностное лицо, на которое жалуются. Это правильно, потому что так проще установить, что для жалобы нет оснований, – и, значит, никому не нужно ни за что отвечать. И значит – всё по-прежнему у нас хорошо!

* * *

Система аннигиляции ответственности привела к появлению некоторых специфических российских традиций («духовных скреп», как их часто называют).

Так, например, в России в споре частного лица и государства ВСЕГДА побеждает государство. Потому что БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ в русской культуре – ЭТО ЦЕННОСТЬ. И поэтому самым безответственным является самый социально сильный и важный: ГОСУДАРСТВО и государевы люди.

* * *

Приведу забавный пример.

Некоторое время тому назад я выиграл судебное дело у частного лица. Ответчик – москвич, дело рассматривал московский суд. Однако взыскать деньги оказалось невозможно.

Причина: пристав, который должен исполнить решение суда, НЕ ХОЧЕТ его исполнять. ПРОСТО НЕ ХОЧЕТ.

Кстати, его фамилия – Тюленев. Очень удачная фамилия. Этот замечательный человек (сидящий в Службе судебных приставов, которая находится в Мосфильмовском переулке, – рядом с Мосфильмом, в самом центре Москвы), увидев, что истец живёт далеко от Москвы, а сумма иска небольшая – решил, что не стоит тратить свои силы на это дело.

Сначала он прекратил исполнительное производство, так как не смог найти ответчика. Который спокойно жил в своей квартире по адресу регистрации, работал, у ответчика есть телефоны: городской, мобильный – и они есть в деле, как и адрес, разумеется.

Я обжаловал. Он снова начал производство, потом снова прекратил, так как не смог установить источники дохода ответчика. Однако ответчик, как это ни смешно, — тоже госслужащий. И место работы его не изменилось и указано в деле.

Я обжаловал.

Ну и так далее.

Прошло 3 года. А воз и ныне там. Сумму эту – для мсье Тюленева незначительную, а для меня весьма существенную – я не получу никогда, просто потому, что тюлень – ленивое животное.

Но это – государственный тюлень! И он ни за что не отвечает.

Это его особая привилегия.

Он должен угождать начальству и соблюдать понятия. В остальном волен делать что угодно.

Он исполняет приказы и следует инструкциям. Потому что не делать этого – значит прогневить начальство. А вот соблюдать закон и даже элементарно выполнять свои служебные функции – не хочет. И не соблюдает, и не выполняет – потому что знает: мне ничего не будет.

И он прав. Так и есть.

* * *

В последние дни русский Интернет всколыхнула история Раузы Галимовой, 81-летней пенсионерки, скончавшейся в отделении полиции Кронштадта, куда она была доставлена по подозрению в краже 3 пачек сливочного масла.

Все понимают, что эту женщину убили. Но кто?

А убила её безответственность, отсутствие личной ответственности в российском социуме.

«Русский монитор» опубликовал очень любопытную статью о том, как ведут себя в подобных случаях полицейские в США: https://rusmonitor.com/policejjskijj-v-ssha-ne-arestoval-magazinnogo-vora-a-kupil-detskoe-pitanie-ego-rebenku.html

Оказывается, совсем не так, как в России.

Их психология сформирована ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ. Занимая определённую должность, они НЕСУТ ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свой участок работы. Они понимают, что, если что-то будет не так, именно они будут отвечать. Что это ИХ ДЕЛО.

Русские отвечают в лучшем случае только за себя, свою семью, свою квартиру и свою дачу.

Всё, что находится вне этого узкого круга, — не их дело.

На работе важно СОБЛЮДАТЬ ИНСТРУКЦИИ.

Комментируя смерть пожилой женщины, владелец сети магазинов «Магнит» (именно сотрудники кронштадского «Магнита» вызвали полицию, хотя, как потом выяснилось, Рауза Ахметовна была благополучной пенсионеркой, получала большую, по российским меркам, т.н. «блокадную» пенсию – 25 тыс. р. – жила материально хорошо, но у неё ухудшилась память, и она просто забыла заплатить за масло) миллиардер Сергей Галицкий высказался в том смысле, что сотрудники магазина действовали правильно, ТАК КАК СОБЛЮДАЛИ ИНСТРУКЦИИ.

Он прав. В этом всё дело.

Рауза Галимова погибла – и никто не виноват.

Но мало кто понимает: вот это-то и прекрасно! С точки зрения рабов. Никто ни за что не отвечает!

Где ещё так «вольно дышит человек»?!

industrial_by_malte06

Ответственности нет – и всякий русский раб прекрасно знает: это у него – на уровне инстинктов: Я ОБЯЗАН НЕУКОСНИТЕЛЬНО СОБЛЮДАТЬ ИНСТРУКЦИИ. Иначе начальство будет недовольно.

Результат же его не волнует: это дело начальства.

Начальство тоже не волнует результат, так как дело начальства – угодить своему начальству.

Ну а самое высокое начальство – в данном случае С.Галицкий – вообще находится так высоко, что ему конкретные детали жизни простого народа с этих высот не видны. Ему достаточно написать несколько слов в Твиттере. А можно и не писать. Отвечать, в любом случае, ни за что не придётся.

У жителя демократической страны – другая психология. Он ориентирован на результат. И поэтому считается с конкретными людьми и обстоятельствами.

Известно, как законопослушны и дисциплинированы англосаксы. Однако американские полицейские способны действовать не по инструкции – хотя и соблюдают их чаще всего. Им важен результат.

В России он не имеет значения. Важно – уйти от ответственности. Обеспечить себе полную безответственность.

Если это удалось – всё остальное неважно.

Вот эта система и убивает ежедневно тысячи людей.

* * *

Случай с Раузой Галимовой интересен только оглаской, тем, что о нём всё говорят. Но это совершенно рядовой эпизод.

Лет 10 назад я как-то утром возвращался домой с пробежки. А было минус 25 градусов, это был февраль. И шла мне навстречу старушка, опираясь на длинный допотопный зонтик. Шла-шла – и упала.

Я её поднять не смог. Остановил двух – тоже каких-то стариков. Больше никто не остановился: все спешили на работу – а народу было на улице немало.

Мы её дотащили до ближайшего подъезда. Я стал бегать по квартирам, просить впустить её, объяснял, что это, видимо, сердечный приступ. Никто не пустил. Вызвали «Скорую» — она приехала через час.

Женщина, лежавшая всё это время в сугробе, уже умерла.

Как потом выяснилось, шла она из поликлиники от кардиолога, было ей 80 лет. До поликлиники от того места, где она упала, — примерно километр.

Так вот: кардиолог – как бы «врач» — не объяснила своей пациентке, что ей нельзя ходить по такому морозу так далеко. Не объяснила заранее – ладно: но когда та пришла к ней на приём – она и тогда ничего ей не сказала, спокойно отпустила в это полярное путешествие, ставшее последним. Кстати, был ещё в тот день сильный ветер. 25 градусов мороза + сильный ветер – это сильно, поверьте. Даже для меня. А ей было 80 лет.

И эта врачиха – ни за что не отвечает. Хотя записано в карточке, что погибшая женщина за час до смерти была у неё на приёме — и можно было её предупредить.

«Скорая» ни за что не отвечает.

О прохожих, которые не останавливались и даже не хотели позвонить в «Скорую» (у меня не было с собой телефона), я уже не говорю.

Это обычно.

Ничего особенного.

Здесь – как в пустыне. Стало плохо, упал – выбирайся сам. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Нет инструкции – тебя никто спасать не будет.

По инструкции – будут. Но если нет инструкции, что надо спасти, пока ты ещё жив, — то спасут, когда ты уже умрёшь. Инструкция-то соблюдена. Значит, всё в порядке.

Рабы – это биороботы. Автоматы. В них вводится определённая программа: вводится именно инструкциями. И рабы действуют в соответствии с программой.

А раз так – то никто не виноват.

В стране, где живут ЛЮДИ, эпизод с Раузой Галимовой был бы невозможен.

Так ведут себя только рабы.

И сам Галицкий – обычный русский раб. Он считает это нормальным.

Инструкция правильная. Она соблюдена.

Значит – всё нормально. Просто неудачное стечение обстоятельств. Бывает.

* * *

Аннигиляция ответственности неизбежно ведёт к миллионам чудовищных подлостей – «мерзостей русской жизни» — и миллионам преступлений. Они совершаются потому, что подлецы и преступники НЕ БОЯТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

И они правы. Её действительно нет.

Но уничтожили её не «гэбисты», не «путинисты», не «ватники» — а сам русский народ. И сделано это было очень-очень давно.

Ещё раз повторю: во Владимирском княжестве так было ещё до монголов. Тысячу лет назад. И эта традиция распространилась на всю Россию, когда центром русского государства оказалась Москва.

А раз нет ответственности – то нет свободы человека. Нет и самого человека.

А толпы механических кукол, биороботов – не могут проявлять милосердие и сострадание, вести себя нестандартно, принимать самостоятельные решения в зависимости от ситуации. Они соблюдают инструкции.

Вот рабы и убили Раузу Галимову – и ещё миллионы и десятки миллионов других, таких же жертв русского рабства, как она.

Но они не отвечают ни за что и не будут отвечать никогда, как не отвечают нож или топор за то, что ими кого-то убили. Они же неживые. Они соблюдали инструкции.

* * *

Аннигиляция ответственности – одно из неизбежных следствий русского выбора. Русские выбрали рабство как свой особый уклад жизни, свою культуру – и им нравится быть рабами.

Что-то измениться могло бы только в том случае, если бы они отказались от этого выбора – в пользу свободы и взросления.

Но как раз это совершенно невозможно по психологическим причинам.

slutski_vТак что Россия, пока она ещё существует, останется страной, где нет ответственности. Удивительной, загадочной страной-миражом, где не на что опереться и не на кого положиться.

Вадим Слуцкий

От РМ