Об ультиматуме помощника депутата Милонова, Анатолия Артюха.
Сегодня я получил ультиматум помощника депутата Милонова, Анатолия Артюха, причем вначале письменный, а потом устный. Текст письменного ультиматума приведен ниже. Суть его состоит в том, что я должен перестать на своей личной странице называть войну в Донбассе братоубийственной в то время, когда она, по мнению помощника депутата, является войной русского народа против фашизма. В том случае, если я не перестану называть войну братоубийственной, в двухнедельный срок ко мне будут применены административные меры для того, чтобы я был или запрещен в священнослужении, или покинул территорию России.
Анатолий Артюх является помощником депутата Милонова, члена фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, члена комитета по законодательству и представителя ЗакСа по контактам с религиозными организациями. По этой причине я воспринимаю этот ультиматум, как имеющий характер политического давления на служителей Церкви представителя одной из ветвей государственной власти. Дело в том, что «Положение о помощниках депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» гласит в пункте 1.4 «Помощник работает под непосредственным руководством депутата и выполняет только его поручения.» Таким образом, ультиматум Анатолия Артюха оказывается имеющим значение ультиматума представителя законодательной власти Санкт-Петербурга. Для меня нет сомнения, что такой ультиматум входит в противоречие с духом и буквой Акта о восстановлении канонического общения между РПЦ МП и РПЦЗ от 17 мая 2007.
После присылки текста ультиматума Анатолий Артурович приехал сегодня на место моего служения в Троице-Сергиеву пустынь в Стрельну, под Санкт-Петербургом, с несколькими своими единомышленниками, чтобы провести со мной дискуссию. После окончания службы такая дискуссия была проведена, причем должен сказать, что она была достаточно насыщенной. Считаю важным то, что в ходе дискуссии, наши точки зрения были выяснены вполне подробно. Я сказал, что считаю эту войну без сомнения братоубийственной, то есть войной между братьями, причем в большинстве православными, и представителями родственных народов. Я сослался на текст «Молитвы о мире на Украине», принятой Синодом РПЦ МП и читаемой за каждой литургией во всех храмах РПЦ МП. В этой молитве война называется междоусобной. Таким образом, наименование войны междоусобной является официальной точкой зрения РПЦ МП, а уточнение о том, что она братоубийственная является моей точкой зрения. Однако, я высказал убеждение, что я имею полное право на высказывание такой собственной точки зрения. Здесь я должен добавить, хотя это и не прозвучало в ходе моей дискуссии с Анатолием Артуровичем, что во время встречи с президентом России В.В.Путиным Святейший Патриарх 18 июля 2014 года в Троице-Сергиевой Лавре на юбилее преподобного Сергия повторил, что РПЦ МП относится к этой войне, как к междоусобной, добавив, что она подобна междоусобным войнам древности.
Анатолий Артурович поинтересовался не считаю ли я, что Россия напала на Украину. Я ответил, что так говорить было бы преувеличением, но несомненно то, что мы, все, допускающие ненависть и агрессию о отношению к Украине, оказываемся ответственными и виновными в этой войне. По этой причине я неоднократно высказывал свое убеждение, что мы, наше общество, виновно в начале войны и виновно в жертвах и страданиях населения. На вопрос виноват ли в войне Путин, я ответил, что для нас, православных, гораздо важнее понимание того, что виноваты все мы, если мы допускаем ненависть по отношению к нашим братьям на Украине, к их родине, культуре и языку. А всякие конкретные военные события и действия конкретных лиц оказываются уже простым выражением нашей общественной ненависти.
На вопрос Анатолия Артуровича почему я делаю политические заявления, я ответил, что миротворчество не является политикой. Это ни что иное, как следование заповеди «блаженны миротворцы». Поэтому священники без сомнения имеют право высказываться против братоубийственной войны. Что касается неоднократно высказанных моих суждений о нашей виновности в происходящей войне, то это является простым указанием на грех, а не политической трактовкой. Священнослужитель не только имеет право, но и обязан в частных беседах указывать на проявляющиеся в общественной жизни или в личной жизни грехи.
В конце нашей дискуссии Анатолий Артурович потребовал от меня в двухнедельный срок отказаться от высказывания таких взглядов или «покинуть Православную Церковь». В письменном ультиматуме было сказано «принять решение о своём нахождении в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата». Господин Артюх уведомил меня, что будут применены необходимые административные меры. Я ответил, что в Православной Церкви есть однозначное правило никогда не звать никого выходить из Церкви, но исключительно звать в Церковь. Выходить из Церкви я не намерен ни в коем случае, а административное давление на меня в этом деле не поможет. В мае месяце под давлением я уже был переведен с места моего прежнего служения в Троице-Сергиеву пустынь на исправление с полным лишением меня церковной зарплаты. Однако я привык служить в храме без пропусков на выходных и в крупные праздники на общественных началах, трудясь при этом на мирской работе в будние дни для пропитания моей многодетной семьи. Я предложил Анатолию Артуровичу не ждать исполнения двух недель ультиматума и приступать к административным действиям сейчас же. Если последует запрещение в священнослужении, как этого намерен требовать у священноначалия господин Артюх, то я конечно же подчинюсь такому решению священноначалия, однако буду в будущем добиваться пересмотра решения, как вынесенного под давлением представителей власти. Но изменить свою оценку войны, как братоубийственной, я не намерен.
При прощании в храме сопровождающими Анатолия Артуровича лицами были высказаны суждения, что я «предатель Родины», «Иуда» и «продался Западу», однако сам господин Артюх резких выражений не допускал.
Иерей Николай Савченко, 8 февраля.
Полный текст ультиматума здесь, причем важно заметить, что ни одной моей цитаты в нем нет. (см. в присоединенном файле к сообщению на стене вконтакте) http://vk.com/id3176881?w=wall3176881_54720/all
Самая важная часть ультиматума звучит так:
«Вы как все Христианские пацифисты считаете, что Иисус Христос был пацифистом и наставлял в этом учеников. Вот поэтому я и посоветовал Вам определиться с вероисповеданием и местом жительства. Судя по всему Вы в Православной Церкви человек случайный. Так как в настоящее время пацифистских взглядов придерживаются баптисты (на постсоветском пространстве — евангельские христиане-баптисты), а также пятидесятники, адвентисты, меннониты, мессианские евреи и прочие либероидные секты.
На основании Ваших крайне опасных заблуждений, предлагаю Вам в течение двух недель принять решение о своём нахождении в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Хотелось бы надеяться на ваше покаяние и прекращение антиправительственной и антицерковной деятельности. Но надежды на это очень невелики. Вы заняли вполне конкретную, упёртую позицию непослушания, свойственную всем сектантам и раскольникам.
В случае если решение Вами не будет принято добровольно, на основании многочисленных обращений прихожан и священников, которые возмущены Вашей политической деятельностью, мы будем требовать у митрополита и Патриарха о запрещении Вас в служении священника Русской Православной Церкви».
оригинал — https://vk.com/wall3176881_55352
автор — Николай Савченко